Средства против возрастных кризисов

Психология » Средства против возрастных кризисов

Страница 3

Человек не понимает, что у него кризис. Его первая, нормальная реакция на боль – отделаться от неё, убежать, обвинить в этом кого-нибудь другого. Все происходит внутри него, а он пытается свалить все «с больной головы на здоровую». Сначала на тех, кто ему ближе всего – на жену, на детей. Затем на свою работу, на начальника. Затем на район, в котором живет, затем на город и т.д.

Надо постараться подавить в себе это первое движение и заняться своим кризисом всерьез. Хотя это и больно, но следует уединиться и посвятить какое-то время себе – приведению в порядок своей внутренней жизни. Понятно, что уединиться – означает в данном случае отгородиться по возможности от всего внешнего, от вечно отвлекающей суеты и забот.

С кризисами рекомендуется справляться в порядке их поступления. Нельзя кризис пропускать, заталкивать его «под ковер» и т.д. Иначе он может назреть, как нарыв, а через несколько лет лопнуть, как бомба.

В семейной жизни многие трудности возникают из-за несинхронного развития супругов. Скажем, у тебя сейчас кризис, а у неё – нет. Или у обоих кризис одновременно, но у тебя - № 3, а у неё - № 2. Во всех случаях лучший рецепт – не мешать близкому человеку разрешать свои кризисы. Никто не может это сделать за него, не может ему помочь. Просто не надо в это время к нему приставать, а с пониманием оставить его в покое. Все, что ему нужно, - это, не замечая ничего вокруг, углубиться в себя, всю свою внутреннюю энергию, направить вовнутрь.

В науках, связанных с изучением человека, сейчас происходит некоторый поворот, поворот от тела к духу. Ещё совсем недавно при анализе поведения человека основное внимание уделялось физическим процессам, происходящим в организме, то есть всем этим гормонам, морфинам, антителам и т.д. Теперь происходит перенос центра тяжести на психику человека, на его внутренний мир.

А сейчас переходим к подробному разбору каждого кризиса в отдельности.

16 ЛЕТ. ВЫРЫВАНИЕ КОРНЕЙ.

Чтобы было понятно, что же это за корни, которые нужно вырывать, представим теперь такую сценку. Мама гуляет с ребенком. Ребенок играет, бегает вокруг неё и случайно оказывается у края тротуара, собираясь ступить на мостовую. Тут же раздается окрик: «Стой, нельзя!» Услышав тревогу в голосе матери, ребенок возвращается к ней. Так повторяется много раз.

И вот, в один прекрасный день, когда ребенок подрос, он гуляет один. Он вновь оказывается у края тротуара, собирается сделать шаг, и вдруг слышит: «Стой, нельзя» с родными материнскими интонациями. Откуда несется это «Стой, нельзя!»? Вот это и есть тот корень, который нужно вырвать из своего сердца.

Конечно, корни, которые пустили там родители, не обязательно имеют вид таких окриков. Это все, что явно или неявно они нам внушают: свои идеалы, моральные ценности, «что такое хорошо и что такое плохо».

Отец, чаще всего, просто своей жизнью, своей личностью, как бы дает сыну сигнал: «Делай, как я. Будь таким, как я». У матери с дочерью может быть похожая ситуация, но бывает иначе: «Не делай, как я. Ты же видишь, какую ужасную жизнь мне приходится вести!»

Почему же эти корни нужно обязательно вырывать, и как это надо делать? Вернемся к тому же ребенку, которого мы оставили у края тротуара. Он ещё подрос, ему уже семь-восемь лет, и ему первый раз разрешено перейти улицу самостоятельно. Он делает шаг и останавливается.

В его душе борются две силы. Первая – это «Стой, нельзя!», это все корни, которые высокой стеной окружают ребенка, защищая его от внешнего мира. За этой стеной ему тепло, спокойно, удобно. Он знает, что с ним здесь ничего не случится. Но улицу-то хочется перейти.

Это вторая сила – извечное стремление человека к новому, неизвестному, неиспробованному. Испробовать себя, испробовать этот мир. Но это страшно – выйти за пределы теплого родительского круга, броситься во взрослый мир, тем более что нет уверенности даже в том, что удастся сейчас перейти улицу. Вот в этих мучениях нашего ребенка, как в миниатюре, видно содержание кризиса вырывания корней. Пока не вырвешь корни, не сможешь сам перейти улицу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Информация по теме:

Болезнь Клайнфельтера как причина пассивной антисоциальности
Одной из сенсаций 70-х годов было открытие так называемого синдрома Клайнфельтера, характеризующимся наличием 47 хромосом, в том числе набором половых хромосом ХХУ, недоразвитием семенников, евнухоидным телосложением, высоким ростом и умс ...

Формирование первого впечатления о другом человеке
Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы, в соответствии с которыми протекает этот процесс [6]. Каждая “схема” за ...

Представления старшеклассников о будущей профессии
Проблема профессионального самоопределения, представлений о своем профессиональном «Я» тех, кто завтра выйдет на рынок труда и будет производительной силой общества, является чрезвычайно актуальной. Процесс окончательного принятия решени ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта