Средства против возрастных кризисов

Психология » Средства против возрастных кризисов

Страница 3

Человек не понимает, что у него кризис. Его первая, нормальная реакция на боль – отделаться от неё, убежать, обвинить в этом кого-нибудь другого. Все происходит внутри него, а он пытается свалить все «с больной головы на здоровую». Сначала на тех, кто ему ближе всего – на жену, на детей. Затем на свою работу, на начальника. Затем на район, в котором живет, затем на город и т.д.

Надо постараться подавить в себе это первое движение и заняться своим кризисом всерьез. Хотя это и больно, но следует уединиться и посвятить какое-то время себе – приведению в порядок своей внутренней жизни. Понятно, что уединиться – означает в данном случае отгородиться по возможности от всего внешнего, от вечно отвлекающей суеты и забот.

С кризисами рекомендуется справляться в порядке их поступления. Нельзя кризис пропускать, заталкивать его «под ковер» и т.д. Иначе он может назреть, как нарыв, а через несколько лет лопнуть, как бомба.

В семейной жизни многие трудности возникают из-за несинхронного развития супругов. Скажем, у тебя сейчас кризис, а у неё – нет. Или у обоих кризис одновременно, но у тебя - № 3, а у неё - № 2. Во всех случаях лучший рецепт – не мешать близкому человеку разрешать свои кризисы. Никто не может это сделать за него, не может ему помочь. Просто не надо в это время к нему приставать, а с пониманием оставить его в покое. Все, что ему нужно, - это, не замечая ничего вокруг, углубиться в себя, всю свою внутреннюю энергию, направить вовнутрь.

В науках, связанных с изучением человека, сейчас происходит некоторый поворот, поворот от тела к духу. Ещё совсем недавно при анализе поведения человека основное внимание уделялось физическим процессам, происходящим в организме, то есть всем этим гормонам, морфинам, антителам и т.д. Теперь происходит перенос центра тяжести на психику человека, на его внутренний мир.

А сейчас переходим к подробному разбору каждого кризиса в отдельности.

16 ЛЕТ. ВЫРЫВАНИЕ КОРНЕЙ.

Чтобы было понятно, что же это за корни, которые нужно вырывать, представим теперь такую сценку. Мама гуляет с ребенком. Ребенок играет, бегает вокруг неё и случайно оказывается у края тротуара, собираясь ступить на мостовую. Тут же раздается окрик: «Стой, нельзя!» Услышав тревогу в голосе матери, ребенок возвращается к ней. Так повторяется много раз.

И вот, в один прекрасный день, когда ребенок подрос, он гуляет один. Он вновь оказывается у края тротуара, собирается сделать шаг, и вдруг слышит: «Стой, нельзя» с родными материнскими интонациями. Откуда несется это «Стой, нельзя!»? Вот это и есть тот корень, который нужно вырвать из своего сердца.

Конечно, корни, которые пустили там родители, не обязательно имеют вид таких окриков. Это все, что явно или неявно они нам внушают: свои идеалы, моральные ценности, «что такое хорошо и что такое плохо».

Отец, чаще всего, просто своей жизнью, своей личностью, как бы дает сыну сигнал: «Делай, как я. Будь таким, как я». У матери с дочерью может быть похожая ситуация, но бывает иначе: «Не делай, как я. Ты же видишь, какую ужасную жизнь мне приходится вести!»

Почему же эти корни нужно обязательно вырывать, и как это надо делать? Вернемся к тому же ребенку, которого мы оставили у края тротуара. Он ещё подрос, ему уже семь-восемь лет, и ему первый раз разрешено перейти улицу самостоятельно. Он делает шаг и останавливается.

В его душе борются две силы. Первая – это «Стой, нельзя!», это все корни, которые высокой стеной окружают ребенка, защищая его от внешнего мира. За этой стеной ему тепло, спокойно, удобно. Он знает, что с ним здесь ничего не случится. Но улицу-то хочется перейти.

Это вторая сила – извечное стремление человека к новому, неизвестному, неиспробованному. Испробовать себя, испробовать этот мир. Но это страшно – выйти за пределы теплого родительского круга, броситься во взрослый мир, тем более что нет уверенности даже в том, что удастся сейчас перейти улицу. Вот в этих мучениях нашего ребенка, как в миниатюре, видно содержание кризиса вырывания корней. Пока не вырвешь корни, не сможешь сам перейти улицу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Информация по теме:

История изучения, определение понятия, причины нарушений интеллектуального развития у детей
Начиная с XVIII в. внимание таких психиатров, как Ж. Эски-роль, Э.Сеген, Ф.Гальтон, А. Бине, Э.Крепелин, Дж. Кэттэл, сосредоточилось на изучении и анализе выраженных нарушений умственного развития [26]. Основная задача, стоявшая перед ним ...

Мотив сна в романах Ольги Токарчук
Ольга Токарчук - одна из польских писательниц, неоднократно обращавшаяся к тематике сна в своих произведениях. Первые её рассказы и стихотворения были напечатаны в журналах в 1979 году. Литературная критика считала, что в качестве контекс ...

Классификация умственной отсталости
Умственно отсталые дети различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту интеллекта Векслера в условных единицах. Дети с легкими степенями умственной отсталости (дебильность) составляют 75 - 80%. Их уровень интеллектуальног ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта