Основные конфликты каждой стадии

Психология » Восемь стадий человеческой жизни по Э. Эриксону. Психическое развитие в младшем школьном возрасте » Основные конфликты каждой стадии

Страница 6

Цельность и безнадежность. На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная pa6oта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Старение - это завершение жизненного пути, и его разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Подведение итогов, спокойная, взвешенная оценка прошлого, осознание цельности прожитой жизни, ее полноты и полезности, способность примириться с неизбежным, понимание того, что смерть не страшна. Значимые другие - "мой род" - все человечество. При аномальном развитии - отчаяние. Ощущение зря прожитой жизни, бессмысленности существования, потеря веры в себя и других, страх перед смертью и невозможностью начать жизнь заново.

Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

Указанные стадии люди проходят с разной скоростью и с разным успехом. Неудачное разрешение кризиса на какой-то из них приводит к тому, что, переходя на новую стадию, человек переносит с собой необходимость решать противоречия, свойственные не только данной стадии, но и предыдущей стадии. Однако в этом случае это дается гораздо труднее.

Таковы основные стадии жизненного цикла в классификации Эриксона. Его подход вызывает далеко идущие изменения в традиционных взглядах психоанализа на формирование личности и эмоциональные кризисы у взрослых. Распространяя период формирования личности на весь жизненный цикл, Эриксон говорит, что каждому возрасту, в том числе среднему и пожилому, присущи свои эмоциональные кризисы. Это позволяет врачу-психиатру видеть в эмоциональных проблемах взрослого человека не просто (и уже, во всяком случае, не только) неустранимые последствия разочарований и потрясений детства, но конфликты, типичные для зрелого возраста и, может быть, поддающиеся лечению.

В отечественных теориях преобладает несколько иной взгляд на критическую ситуацию развития, чаще называемую кризисом развития. Культурная традиция нашего общества породила ощущение и реальное отношение к личности как активно реализующей себя в социуме единице. Поэтому в данных теориях не акцентируется внимание на использование защит и возможностей образования компромисса. Л.С. Выготский вводит термин "новообразования", которые формируются на каждом этапе развития. Новообразования кризисных периодов впоследствии претерпевают изменения и не входят в качестве необходимого слагаемого в интегральную структуру будущей личности. Они сохраняются в скрытой форме и частично входят в состав новообразований стабильного периода, причем всякий неяркий в проявлениях критический период приводит к осложнениям в последующем развитии. В развитии каждого критического периода наблюдаются три фазы - предкритическая, критическая и посткритическая. Таким образом, в теории Л.С. Выготского дается глубокий анализ структуры кризиса, механизмов его функционирования, указывается на направляющее влияние культурного контекста и подчеркивается активность личности в переживании критической ситуации.

эриксон психика школьный возраст

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Информация по теме:

Стадия младенчества
Комплекс оживления - основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития - стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический к ...

Культурный контекст
Каждое общество ценит определённые личностные качества выше других, и дети усваивают эти ценности благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быт ...

Развитие самооценки в младшем школьном возрасте
Ребенок стал школьником. Это приводит к новому распорядку его дня, рождает новые обязанности. Из необходимости каждый день учиться вытекают многие изменения в жизни ребенка. Нужно вовремя встать, ежедневно готовить домашнее задание, прино ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта