Основные конфликты каждой стадии

Психология » Восемь стадий человеческой жизни по Э. Эриксону. Психическое развитие в младшем школьном возрасте » Основные конфликты каждой стадии

Страница 1

Новообразования как важнейшая характеристика каждой стадии.

В книге Эриксона "Детство и общество" (1963) представлена его модель "восьми возрастов человека". По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии развития, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда - коренным образом. Например, дети, которые в младенчестве были лишены любви и тепла, могут стать нормальными взрослыми, если на более поздних стадиях им уделялось дополнительное внимание. Однако характер психосоциальной адаптации к конфликтам играет важную роль в развитии конкретного человека. Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный характер, и то, каким образом человек приспосабливается к жизни на каждой стадии развития, влияет на то, как он справляется со следующим конфликтом.

Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако, несмотря на то, что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни. Например, потребность в автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни люди должны постоянно проверять степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми. Приведенные ниже стадии развития представлены своими полюсами. На самом деле никто не становится абсолютно доверчивым или недоверчивым: фактически, люди варьируют степень доверия или недоверия на протяжении всей жизни.

Суммируя 15 лет практической и теоретической работы, Э. Эриксон выдвинул три новых положения, ставшие тремя важными вкладами в изучение человеческого "Я":

1. предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической и генитальной), в ходе которого меняется направленность влечения (от аутоэротизма до влечения к внешнему объекту), существуют и психологические стадии развития "Я", в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде;

2. утверждал, что становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл;

3. говорил, что каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения.

Доверие и недоверие. Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни. Кризис новорожденности - связан с прохождением плода через родовые пути матери и попаданием плода в абсолютно другую среду, изменением способа питания и дыхания. Возможны различные варианты рождения: естественный путь, с помощью различных акушерских приспособлений (щипцы, выдавливание и т.д.), кесарево сечение. Также возможны асфексии, которые могут быть различными по продолжительности. Не исключаются различные родовые и послеродовые травмы. Все вышеперечисленные аспекты являются предопределяющими и оказывают значительное влияние на дальнейшее развитие психики ребенка, способны определить путь развития, особенности развития, качество развития.

Новообразованием данного периода является "комплекс оживления", появление которого, может свидетельствовать о характере, качестве, течении развития.

Кризис 1-го года - связан с удовлетворением основных физиологических потребностей ребенка, ухаживающим за ним взрослым. Значимый взрослый - мать. При позитивном развитии ребенка формируется доверие к людям. При слишком раннем отлучении ребенка от груди, в результате пренебрежения ребенком, плохом с ним обращении, его эмоциональной изоляции возникает недоверие к людям, уход от общения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются: - стремление привлечь к себе внимание; - стремление получить желанный результат; - стремление быть главным; - защита и месть; -желание ущемить достоинство другого с целью ...

Восприятие телесности в детском возрасте
Понятие "психосоматическое развитие" включает в себя такой аспект социализации телесности, как закономерное становление в онтогенезе механизмов психологической регуляции телесных функций, действий и феноменов. Содержанием этого ...

Понятие о внутриличностных конфликтах. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему внутриличностных конфликтов
Личность является предельным субъектом (оппонентом) конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельными генератором конфликта, внутри которого он и развертывается. Другими сл ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта