Одной из наиболее актуальных задач современной общеобразовательной школы является повышение качества обучения. Но для того, чтобы говорить о качестве обучения в какой-то конкретной школе, необходимо иметь критерии, позволяющие судить о качестве обучения [2, c.36].
К числу таких критериев, в первую очередь, относится успеваемость школьников. Сегодня в российской педагогике и психологии накоплен достаточно большой материал по проблеме успеваемости школьников. В центре внимания современных исследователей находятся такие проблемы, как: причины и механизмы возникновения неуспеваемости; факторы, обуславливающие успешность/неуспешность обучения; роль индивидуально-психологических и личностных свойств, семейных отношений и отношений в школьном коллективе для успешной учебной деятельности конкретного ученика. Однако, несмотря на имеющийся экспериментальный материал, единого мнения в отношении наиболее приемлемого решения данных проблем нет, что обусловливает целесообразность проведение дальнейших научных исследований.
Поскольку школьная успеваемость является неким критерием успешности учебной деятельности, прежде всего, следует уточнить, что представляет собой учебная деятельность и процесс обучения. Учебная деятельность — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Очень часто учебную деятельность называют учением. При этом учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. С другой стороны, оно может быть и неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности, как их побочный, дополнительный результат [31, c.187].
Таким образом, обучение — это организованный процесс приобретения знаний умений и навыков, который осуществляется в специальных образовательных учреждениях. Но процесс обучения — это не просто передача и накопление знаний, но и процесс развития личности учащихся.
Любой педагог знает, что процесс обучения — процесс двусторонний, поскольку успех обучения в равной степени зависит как от ученика, так и от учителя. Вместе с тем, по мнению ЯЛ. Коменского, процесс обучения не может существовать без трех сторон « .1) обучаемого — ученика, 2) обучающего — учителя, который должен уметь, мочь и хотеть учить, 3) — способа преподавания учения, куда входят примеры, правила, упражнения .» [13, c.119].
Таким образом, процесс обучения невозможен без продуманной методологии, без развитых средств и методов обучения. Однако методология обучения, в свою очередь, в значительной степени обусловлена теми задачами, которые должны быть решены в процессе обучения.
Следовательно, цели и задачи обучения определяют перечень требований, предъявляемых как к ученику, так и к педагогу и методологии обучения. В настоящее время в мире существует две основные образовательные философии. Одна из них, определяя цели и задачи школы, направлена на развитие когнитивных, или интеллектуальных, способностей ребенка. При этом учитель сориентирован на предметные программы, фиксированные, поддающиеся оценке результаты, селективный отбор многообещающих детей с их последующим углубленным обучением. Соответственно, перед детьми, обучающимися на более высоком уровне, ставятся более сложные и жесткие цели, чем перед теми, кто обучается на низком уровне. Последние годы у нас в стране в когнитивной парадигме работают гимназии, колледжи, лицеи, школы с углубленными профильными классами, ориентированными на вуз.
Информация по теме:
Социальная ситуация развития и психологические
особенности детей из детского дома
Особенности психологического развития несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей нашли свое отражение в работах таких исследователей как: Кравченко А.И., Дубровина И.В., Андреева А.Д., Павленок П.Д., Ушинский К.Д., Флейк ...
Восприятие телесности в детском возрасте
Понятие "психосоматическое развитие" включает в себя такой аспект социализации телесности, как закономерное становление в онтогенезе механизмов психологической регуляции телесных функций, действий и феноменов. Содержанием этого ...
Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушенным
слухом
Способы коммуникации являются важным аспектом исследования межличностных отношений неслышащих индивидов. Смысловой, ценностный, эмоциональный обмен, составляющий суть межличностных отношений, реально осуществляется между слабослышащими и ...