Проблема успешного обучения детей подросткового возраста

Психология » Тренинг логического запоминания » Проблема успешного обучения детей подросткового возраста

Страница 3

В зарубежной литературе умственные способности часто отождествляются с интеллектом [10, c.133]. Интеллект понимается как общая познавательная способность, как система познавательных процессов, определяющая способность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, к разумному поведению в проблемных ситуациях. Синоним общих способностей — интеллектуальные — не случаен, ведь именно от сочетания и развития общих способностей зависит интеллектуальное развитие человека

Следует подчеркнуть, что к рассмотрению проблемы природы психологических способностей существует несколько подходов. С одной точки зрения, принято считать, что способности индивида являются наследственными образованиями, т.е. обусловленные генетическими особенностями организма. С другой точки зрения принято считать, что способности формируются в процессе социального развития личности и в процессе обучения.

В отечественной психологии решение проблемы изучения способностей длительное время осуществлялось на основе отказе от понимания способностей как врожденных и неизменных характеристик человека и предвосхищении роли и значения деятельности.

Однако данный подход имеет ряд существенных недостатков. Например, он не укладывается в рамки видов деятельности, требующих изначально от человека наличия необходимого уровня развития определенных природных (нейрофизиологических) характеристик. Более того, большинство простейших видов деятельности требуют от человека наличия у него определенных врожденных способностей. Например, способность различать членораздельную человеческую речь обусловлена, с одной стороны, возможностью воспринимать звуковые колебания определенной длины, с другой — преобразованием механических колебаний в нейрофизио-логические импульсы и их смысловой интерпретацией [23, c.141].

Таким образом, наиболее целесообразным является подход к рассмотрению способностей с позиции взаимозначимости для успешной деятельности врожденных и приобретенных (выработанных в процессе деятельности) психологических качеств. С этой точки зрения, эффективность учебной деятельности школьника зависит как от генетически обусловленных качеств и свойств личности, так и от уровня знаний и навыков, приобретенных в процессе этой деятельности.

Следовательно, школьная успеваемость может рассматриваться не только как критерий эффективности учебной деятельности, но и как критерий психофизиологического и личностного развития ребенка. Поэтому независимо от того, какой педагогической парадигме отдается предпочтение в конкретном общеобразовательном учебном заведении, школьная успеваемость остается критерием эффективности деятельности как педагогического коллектива, так и учебной деятельности школьника, т.е. является показателем успешности совместной деятельности ученика и учителя.

Страницы: 1 2 3 

Информация по теме:

Биологическое и социальное в онтогенезе человека
В последние годы возрос интерес к биологической структуре человека, к соотношению социального и биологического, к выяснению их взаимовлияний и взаимодействия. Одна из причин этого заключается в том, что борьба с биологизаторскими концепци ...

Дневные страхи
В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план (каждый второй мальчик или девочка), затем следуют страхи одиночества (у девочек 48 %, у мальчиков 36 %). По сравнению с 1-ым годом уменьшается страх неожиданных звуков (каждый трет ...

Содержание процесса социализации
Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не рождаются, но становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выдел ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта