Высшие психические функции, обусловленные преимущественно работой правого полушария

Психология » Сравнительный анализ развития высших психических функций, обусловленных работой правого и левого полушария мозга у детей 6–7 лет » Высшие психические функции, обусловленные преимущественно работой правого полушария

Страница 2

В целом результаты как клинических, так и экспериментальных исследований свидетельствуют о ведущей роли правого полушария в обеспечении перцептивных процессов в детском возрасте. Согласно этим результатам доминантность правого полушария отчетливо проявляется по крайней мере уже у детей дошкольного возраста. Предполагается, что такая специализация существует и в более раннем возрасте, и даже в младенчестве, но клинических подтверждений этому практически не имеется (Witelson, 1977).

Кроме перцептивных процессов функционированием преимущественно правого полушария обусловлено и развитие наглядно-образного мышления. Еще X. Джексон в конце 19 века неоднократно писал о том, что правое полушарие играет важную роль в зрительном восприятии и пространственном мышлении. В настоящее время эта точка зрения вновь получила признание. Доказано, что существуют два основных типа нарушения пространственного мышления при правосторонних очагах поражения. В одних случаях нарушения в решении наглядно- образных задач связаны с нарушениями зрительного восприятия или зрительной памяти или с явлениями одностороннего игнорирования зрительного поля. В таких случаях интеллектуальные расстройства являются вторичными по отношению к более элементарным сенсорным, гностическим или мнестическим дефектам. В других случаях нарушается более высокий абстрактный уровень анализа пространства, т.е. собственно пространственное мышление. Этого мнения придерживаются О. Зангвил и его сотрудники и ряд других авторов.

Роль правого полушария в развитии наглядно-образного мышления подтверждается и результатами экспериментального нейропсихологического исследования, в котором изучалась способность больных поражением теменно-затылочных отделов левого и правого полушарий мозга к мысленному конструированию и мысленному перевертыванию куба (т.е. мысленному манипулированию объемными объектами и к конструктивной деятельности, а так же к идентификации пространственных признаков трудно вербализуемых фигур). В данном исследовании показано, что у больных с поражением правой теменно-затылочной области мысленное манипулирование объемными объектами и конструктивная деятельность нарушаются более грубо, чем у больных с поражением левой теменно-затылочной области. Отмечены латеральные различия в интеллектуальной деятельности по всем использованным показателям: времени решения задач, количеству и характеру ошибок, влиянию подсказки. Больным с поражением правой теменно-затылочной области требовалось больше времени на выполнение заданий, чем левосторонним больным. Количество ошибок у них было существенно больше (в 2,5 раза по одному заданию), у них преобладали более грубые пространственные ошибки, чем у левосторонних больных. У левосторонних больных было значительно больше самостоятельных правильных решений, или исправлений после подсказки. Нарушения наглядно - образного мышления у правосторонних больных протекали на фоне более грубых нарушений других пространственных функций, чем у левосторонних больных. Эти результаты согласуются с данными других исследователей, также отмечавших более грубые нарушения при выполнении зрительно-пространственных задач разной степени сложности больными с поражениями правого полушария (особенно темных отделов), по сравнению с левосторонними больными. Можно думать, что нарушения наглядно-образного мышления, возникающие при правосторонних и левосторонних ) очагах поражения, имеют различную природу. У первой категории больных они больше связаны с первичными нарушениями симультанного анализа и синтеза, трудностями в интеграции пространственной информации, а у второй - они в большей степени связаны с трудностями, динамической и категориальной организации интеллектуальной деятельности.

Такова роль правого полушария в осуществлении высших психических функций.

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Основные понятия психологической подготовки
Психологическая подготовка - один из аспектов использования научных достижений психологии, реализации ее средств и методов для повышения эффективности спортивной деятельности. В связи с этим психологическая подготовка теснейшим образом св ...

Правила выработки условных рефлексов
Для выработки условного рефлекса необходимо: 1. наличие двух раздражителей, один из которых безусловный (пища, болевой раздражитель), вызывающий безусловно – рефлекторную реакцию, а другой условный (сигнальный), сигнализирующий о предсто ...

Системы теоретизирования Гарднера и Штернберга
Те, кто предлагает системные взгляды на интеллект, полагают, что он является сложной и целостной системой. Они предпринимают попытки понять обобщенное целое, состоящее из различных составных частей. Существует два удачных примера системно ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта