Психологические особенности детей со специальными возможностями от рождения до семи лет

Психология » Рассогласование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей к детям с ограниченными возможностями, как предмет коррекции » Психологические особенности детей со специальными возможностями от рождения до семи лет

Страница 2

У большинства детей с особенностями в развитии значительно нарушено формирование пространственных представлений. Восприятие пространства – результат совместной деятельности различных анализаторов, среди которых особо важная роль принадлежит двигательно – кинестетическому.

При выраженности пространственных нарушений дети испытывают затруднения при выполнении таких заданий, как сложение разрезных картинок, копирование фигур из палочек, кубиков.

У многих детей с нарушениями в развитии наблюдается недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, что задерживает у них развитие предметно-практической деятельности.

Характерной особенностью у детей с ограниченными возможностями, является недостаточность у них знаний и представлений об окружающей действительности, формирование комплексных ассоциаций затруднено, поэтому их представления об окружающем не только ограничены, но порой и ошибочны.

Дети с ограниченными возможностями имеют те же основополагающие потребности, что и здоровые дети, а их личностное становление проходит по тому же образцу, что и у здоровых. Но ограниченность способностей влияет на развитие личности. Поэтому таким детям требуется больше времени на прохождение каждой фазы развития, при этом процесс перехода от одной стадии развития к другой очень сложен и не каждая фаза может быть пройдена. Следовательно, их личные особенности не всегда четко определены и гармоничны. Но, не смотря на это, они развиваются, хотя и в более замедленном, неравномерном темпе, нежели обычные дети.

Основополагающим в первые годы жизни ребенка, как известно, является глубокое и длительное взаимодействие между ним и его родителями. Но из-за имеющихся нарушений этот процесс может нарушиться.

(16).При рефлекторных нарушениях у ребенка может наблюдаться напряжение, скованность, неприятные ощущения при телесном контакте; он отворачивает голову при кормлении (дети с д.ц.п., энцефалопатией и аутизмом).

Таким образом, из-за того, что стремление или способность ребенка привлечь к себе внимание могут быть ослаблены, нарушается процесс взаимодействия между ним и его родителями, что в последствии затрудняет обретение ребенком доверия к окружающему миру на самом первоначальном этапе его развития. У детей с особенностями в развитии сложно и с опозданием формируется представление о своем теле и о различии полов. Нарушение функций психики, моторики и ограниченные способности осложняют для ребенка восприятие сигналов своего собственного тела и окружения. Поэтому им сложно видеть и воспринимать себя как отдельного от других людей, в том числе и от родителей, человека.

В ранние дошкольные годы для ребенка важен процесс отстаивания своей самостоятельности и процесс осознания меры своих возможностей. По мере того как ребенок совершает свои двигательные возможности, умение контролировать мускулатуру, развивает речь, он приобретает все большую самостоятельность. Он пробует говорить «нет», крепнет его уверенность в себе.

Идя вперед, ощущая иногда удачи, иногда поражения, ребенок формирует все более реалистическое представление о себе самом и окружающем его мире. Но границы между фантазией и реальностью, между мыслью и действием у него еще размыты. Через игру и экспериментирование ребенок все вновь и вновь постигает действительность.

Для ребенка же с особенностями в развитии сложнее, чем другим детям, удовлетворительным образом отстаивать свою самостоятельность перед родителями и окружающими. Ему сложнее выразить то, что он хочет. Из за ограничений в движении (в случае с д.ц.п. и т.д.) ослабляется возможность ребенка утвердить себя силой, например, убегая или ложась на пол. Также, им сложнее и осознать границу своих желаний и возможностей.

В поздние дошкольные годы, когда как утверждает К. Грюневальд, «необходимо подтверждение того, что человек – «существо умеющее», дети с особенностями в развитии часто не могут делать что-либо столь же хорошо, как их сверстники или братья и сестры. Из-за этого начинают избегать ситуаций, которые по их мнению являются сложными и с которыми, как им кажется, они не справятся. Они находят убежище в фантазиях, чтобы уйти от настоящего, часто конфликтуют с окружающими, т. к. самоконтроль и способность оценить ситуацию развивается у детей с особенностями в развитии позднее» (16).

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Представления о креативности
Понятие креативности (от лат. creatio - создание, сотворение), являясь аналогом понятия "творческие способности", неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, ...

Особенности психического развития аутичного ребенка
Л.Каннер (1943) описывая аномальных детей, развитие которых резко отличалось от развития детей с известными формами психического дизонтогенеза, указывает на то, что основным для этих детей было «экстремальное одиночество» со стремлением к ...

Неблагополучная семья и ее характеристики
Из предыдущего параграфа мы можем сделать вывод о том, что семья является основным хранителем и транслятором социальных и нравственных ценностей, что она влияет на формирование идеологии подростка и т.п. В целом, влияние семьи на развитие ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта