Развитие ребенка со специальными возможностями, понимается как сложный процесс, при котором дефект возникает в результате нарушения тех или иных функций, необходимых для нормального психического развития.
Тот или иной тип аномального развития зависит от места, занимаемого этой функцией в общем психическом развитии, и от того на каком этапе развития наступает нарушение. В одних случаях нарушаемыми могут оказаться основные свойства нервных процессов, т.е. сила, уравновешенность или подвижность, что оказывает влияние на дальнейший ход развития ребенка. В других случаях это нарушение может касаться какой-нибудь частной психической функции, например зрительного и слухового восприятия, двигательных компонентов речи, двигательной сферы, эмоционально-волевой сферы. Этот частный дефект может вызвать системное нарушение, задержать общее и психическое развитие ребенка.
Классификации дизонтогенеза.
Анализируя литературу по этой проблеме, мы выделили классификации Л.С. Выготского и Г.Е. Сухаревой.
Л.С. Выготский пишет, что следует различать 2 типа отсталых детей: отсталый вследствие болезни и отсталый вследствие органического дефекта (4)
К первому принадлежат не дефективные, а больные дети («дети нервные, эпилептики, истерики»), отсталость которых является результатом заболевания, большей частью нервного или психического, и может пройти после излечения. Ко второму типу относятся органические дефекты выражающиеся в слабоумии.
В соответствии с принятой классификацией, он также различает три степени слабоумия и распределяет детей этого типа на 3 различные группы: идиотов, имбицилов и дебилов.
Выготский Л.С. дал определение понятия «аномалия» – это патологическое уклонение от средней нормы в структуре организма или в его функциях (4).Все «ненормальные» формы поведения он подразделяет на следующие группы: кратковременные, длительные и стойкие, постоянные пожизненные дефекты
Выготский Л.С. различает три основных типа дефекта: повреждение или недостаток воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота). Повреждение или недостаток частей ответного аппарата (калеки) и недостаток или повреждение центральной нервной системы (слабоумие). (13).
Г.Е. Сухарева выделяет пять типов дизонтогенеза (14): психическое недоразвитие, задержанное психическое развитие, поврежденное психическое развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоничное психическое развитие.
Далее мы рассмотрим некоторые психологические особенности в онтогенезе данной категории детей, так как дети с особенностями в развитии развиваются несколько иначе, нежели здоровые.
Развитие ребенка, имеющего те или иные особенности, идет своеобразно, Своеобразие развития определяется, во-первых, характером аномалии (неполноценностью зрения, слуха, речи, умственной недостаточностью), тяжестью нарушения или времени его наступления, во-вторых, особенностью компенсации дефекта, который зависит от характера обучения и воспитания, и от особенностей общения ребенка с окружающими детьми и взрослыми.
Е.М. Мастюкова в своих работах пишет о том, что для многих детей с нарушениями в развитии характерно задержанное формирование гностических функций (15).
Гнозис представляет собой сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на распознание объекта как целого так и отдельных его характеристик.
Недостаточная сформированность зрительного гнозиса проявляется в трудностях узнавания некоторых изображений, особенно заштрихованных, перевернутых, недорисованных. Специфическим проявлением недостаточности зрительного гнозиса у детей с нарушением развития является трудность выделения целостного изображения из фона.
Недостаточность слухового гнозиса проявляется в основном в несформированности фонематического восприятия, что задерживает становление понимания речи, звукопроизношения, а в дальнейшем навыков письма.
Дефекты в развитии речи приводят к трудностям формирования операций сравнения, дифференцированного восприятия объектов.
Информация по теме:
Социально-психологические особенности исполнения наказания в отношении несовершеннолетних
осужденных в МЛС
Основным связывающим звеном между заключенными и внешним миром являются его социальные связи.
Формами поддержания cоциально полезных связей законом являются переписка, отправление и получение денежных переводов, посылок, передач и бандер ...
Социальная ситуация развития и психологические
особенности детей из детского дома
Особенности психологического развития несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей нашли свое отражение в работах таких исследователей как: Кравченко А.И., Дубровина И.В., Андреева А.Д., Павленок П.Д., Ушинский К.Д., Флейк ...
Особенности Интернет-зависимости в студенческой среде
Как уже было сказано выше, 18-24 года – средний возраст пользователей сети и зависимых от неё. Эти годы как раз приходятся на годы юности и студенчества. Студенты чаще других групп населения обращаются к услугам «Всемирной паутины» по сле ...