Психологические особенности детей со специальными возможностями от рождения до семи лет

Психология » Рассогласование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей к детям с ограниченными возможностями, как предмет коррекции » Психологические особенности детей со специальными возможностями от рождения до семи лет

Страница 1

Развитие ребенка со специальными возможностями, понимается как сложный процесс, при котором дефект возникает в результате нарушения тех или иных функций, необходимых для нормального психического развития.

Тот или иной тип аномального развития зависит от места, занимаемого этой функцией в общем психическом развитии, и от того на каком этапе развития наступает нарушение. В одних случаях нарушаемыми могут оказаться основные свойства нервных процессов, т.е. сила, уравновешенность или подвижность, что оказывает влияние на дальнейший ход развития ребенка. В других случаях это нарушение может касаться какой-нибудь частной психической функции, например зрительного и слухового восприятия, двигательных компонентов речи, двигательной сферы, эмоционально-волевой сферы. Этот частный дефект может вызвать системное нарушение, задержать общее и психическое развитие ребенка.

Классификации дизонтогенеза.

Анализируя литературу по этой проблеме, мы выделили классификации Л.С. Выготского и Г.Е. Сухаревой.

Л.С. Выготский пишет, что следует различать 2 типа отсталых детей: отсталый вследствие болезни и отсталый вследствие органического дефекта (4)

К первому принадлежат не дефективные, а больные дети («дети нервные, эпилептики, истерики»), отсталость которых является результатом заболевания, большей частью нервного или психического, и может пройти после излечения. Ко второму типу относятся органические дефекты выражающиеся в слабоумии.

В соответствии с принятой классификацией, он также различает три степени слабоумия и распределяет детей этого типа на 3 различные группы: идиотов, имбицилов и дебилов.

Выготский Л.С. дал определение понятия «аномалия» – это патологическое уклонение от средней нормы в структуре организма или в его функциях (4).Все «ненормальные» формы поведения он подразделяет на следующие группы: кратковременные, длительные и стойкие, постоянные пожизненные дефекты

Выготский Л.С. различает три основных типа дефекта: повреждение или недостаток воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота). Повреждение или недостаток частей ответного аппарата (калеки) и недостаток или повреждение центральной нервной системы (слабоумие). (13).

Г.Е. Сухарева выделяет пять типов дизонтогенеза (14): психическое недоразвитие, задержанное психическое развитие, поврежденное психическое развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоничное психическое развитие.

Далее мы рассмотрим некоторые психологические особенности в онтогенезе данной категории детей, так как дети с особенностями в развитии развиваются несколько иначе, нежели здоровые.

Развитие ребенка, имеющего те или иные особенности, идет своеобразно, Своеобразие развития определяется, во-первых, характером аномалии (неполноценностью зрения, слуха, речи, умственной недостаточностью), тяжестью нарушения или времени его наступления, во-вторых, особенностью компенсации дефекта, который зависит от характера обучения и воспитания, и от особенностей общения ребенка с окружающими детьми и взрослыми.

Е.М. Мастюкова в своих работах пишет о том, что для многих детей с нарушениями в развитии характерно задержанное формирование гностических функций (15).

Гнозис представляет собой сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на распознание объекта как целого так и отдельных его характеристик.

Недостаточная сформированность зрительного гнозиса проявляется в трудностях узнавания некоторых изображений, особенно заштрихованных, перевернутых, недорисованных. Специфическим проявлением недостаточности зрительного гнозиса у детей с нарушением развития является трудность выделения целостного изображения из фона.

Недостаточность слухового гнозиса проявляется в основном в несформированности фонематического восприятия, что задерживает становление понимания речи, звукопроизношения, а в дальнейшем навыков письма.

Дефекты в развитии речи приводят к трудностям формирования операций сравнения, дифференцированного восприятия объектов.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Причины возникновения стресса
Перечень причин стрессов огромен. В качестве стрессогенов могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы. Кроме этого причиной стресса могут стать: перегрузк ...

Рисование страхов
Рисование – это творческий акт, позволяющий детям ощущать радость свершений, свою способность действовать, быть самими собой, выражать свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как и игра, это не только отражение в ...

Основные направления социально-педагогической профилактики нарциссического поведения подростков
Социальный педагог – ключевая фигура, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребенку. В 1991 году в России официально введен институт социальных педагогов. Социальная педагогика как наука стала акт ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта