Автор подходит к феномену с двух сторон: с процессуальной и содержательной. В первом случае процесс идентификации (объединения поведенческих, аффективных и когнитивных компонентов эго) охватывает средства, при помощи которых мы идентифицируемся, т.е. те цели, ценности и убеждения, относительно которых мы определяемся. Затем, закрепившись и став набором структурообразующих элементов поведения, они становятся средством, при помощи которого мы делаем выбор следующего, более адекватного набора элементов в период нового кризиса. Во втором случае автор фокусирует внимание на том, что каждый элемент эго-идентичности (т.е. каждая цель, ценность и убеждение) относится к какой-либо сфере человеческой жизни, и любой набор элементов эго можно расматривать только с учетом их жизненносодержательной специфики. Ватерман выделяет четыре сферы, значимые для формирования эго-идентичности:
1.Выбор профессии и профессионального пути.
2.Выработка политических взглядов.
3.Принятие религиозных моральных убеждений.
4.Принятие социальных ролей, включая половые и родительские.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
Самоуважение индивида во многом зависит от того, как он оценивает свою успешность, эффективность в осуществлении ролей. Юноша должен чувствовать, что он приносит ощутимую пользу другим (группе).
В юношеском возрасте группа сверстников выступает в качестве основного источника обратной связи.
Мотивацией к выполнению той или иной роли должно стать выполнение роли, которая принесет пользу или повлияет на результат групповой работы. Установление новых контактов, принятие разнообразных ролей в группе сверстников способствует поиску себя, а сознание групповой принадлежности облегчает юноше обособление от взрослых и дает ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Поведение юноши, возможность принимать решения, черты характера зависят от сформированности структуры его идентичности. Таким образом, процесс принятия роли, и поведение в группе так же можно рассматривать как зависящий от идентичности юноши, а точнее статуса его идентичности.
Эго-идентичность формируется в процессе взаимодействия индивида с его социокультурным окружением, следовательно и наблюдать ее мы можем в его социокультурном окружении.
Исходя из анализируемых нами выше видов социальных ролей, в ситуации групповой работы в юношеском возрасте, целесообразно изучать принятие функциональных ролей, т.е. тех, которые связаны с решением определенных задач. Среди шагов на пути принятия роли мы будем исследовать следующий - определение индивидом своего положения, его отношения к этому положению, представление о требованиях другой социальной позиции, смысл, который имеет данная роль и соответствующее поведение.
Информация по теме:
Психолого-педагогические проблемы социальной адаптации несовершеннолетних
осужденных в МЛС
Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам.
В связи ...
Гениальность
Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от ...
Психология в медицинской практике
Психология здоровья как самостоятельная психологическая отрасль возникла в зарубежной психологии в конце 70-х гг. XX в. Она была определена как комплекс специфических психологических мер, нацеленных на профилактику отдельных заболеваний, ...