Статус идентичности

Психология » Принятие роли в юношеской группе в зависимости от уровня идентичности » Статус идентичности

Страница 4

Автор подходит к феномену с двух сторон: с процессуальной и содержательной. В первом случае процесс идентификации (объединения поведенческих, аффективных и когнитивных компонентов эго) охватывает средства, при помощи которых мы идентифицируемся, т.е. те цели, ценности и убеждения, относительно которых мы определяемся. Затем, закрепившись и став набором структурообразующих элементов поведения, они становятся средством, при помощи которого мы делаем выбор следующего, более адекватного набора элементов в период нового кризиса. Во втором случае автор фокусирует внимание на том, что каждый элемент эго-идентичности (т.е. каждая цель, ценность и убеждение) относится к какой-либо сфере человеческой жизни, и любой набор элементов эго можно расматривать только с учетом их жизненносодержательной специфики. Ватерман выделяет четыре сферы, значимые для формирования эго-идентичности:

1.Выбор профессии и профессионального пути.

2.Выработка политических взглядов.

3.Принятие религиозных моральных убеждений.

4.Принятие социальных ролей, включая половые и родительские.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

Самоуважение индивида во многом зависит от того, как он оценивает свою успешность, эффективность в осуществлении ролей. Юноша должен чувствовать, что он приносит ощутимую пользу другим (группе).

В юношеском возрасте группа сверстников выступает в качестве основного источника обратной связи.

Мотивацией к выполнению той или иной роли должно стать выполнение роли, которая принесет пользу или повлияет на результат групповой работы. Установление новых контактов, принятие разнообразных ролей в группе сверстников способствует поиску себя, а сознание групповой принадлежности облегчает юноше обособление от взрослых и дает ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Поведение юноши, возможность принимать решения, черты характера зависят от сформированности структуры его идентичности. Таким образом, процесс принятия роли, и поведение в группе так же можно рассматривать как зависящий от идентичности юноши, а точнее статуса его идентичности.

Эго-идентичность формируется в процессе взаимодействия индивида с его социокультурным окружением, следовательно и наблюдать ее мы можем в его социокультурном окружении.

Исходя из анализируемых нами выше видов социальных ролей, в ситуации групповой работы в юношеском возрасте, целесообразно изучать принятие функциональных ролей, т.е. тех, которые связаны с решением определенных задач. Среди шагов на пути принятия роли мы будем исследовать следующий - определение индивидом своего положения, его отношения к этому положению, представление о требованиях другой социальной позиции, смысл, который имеет данная роль и соответствующее поведение.

Страницы: 1 2 3 4 

Информация по теме:

Приемы поведенческой антистрессорной защиты человека
Важнейшим условием защиты человека от психических стрессов является его жизненная стратегия, в частности, система ценностей. Мудрость долгожителей состоит в том, что они довольны своей жизнью: "Все, чем я обладаю, прекрасно, а, если ...

Завершающий этап развития учений о душе в античный период
Объективные обстоятельства существования человека в эпоху античных империй благоприятствовали распространению чувства неуверенности в будущем, социальной незащищенности и т.п. Ослабевала вера в могущество человеческого разума. На этом фон ...

Периоды развития семьи и источники конфликтов
Однако семья постоянно находится в процессе развития, в результате этого возникают непредвиденные ситуации и членам семьи приходится реагировать на все изменения. И на их поведение в различных ситуациях оказывают влияние темперамент, хара ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта