Автор подходит к феномену с двух сторон: с процессуальной и содержательной. В первом случае процесс идентификации (объединения поведенческих, аффективных и когнитивных компонентов эго) охватывает средства, при помощи которых мы идентифицируемся, т.е. те цели, ценности и убеждения, относительно которых мы определяемся. Затем, закрепившись и став набором структурообразующих элементов поведения, они становятся средством, при помощи которого мы делаем выбор следующего, более адекватного набора элементов в период нового кризиса. Во втором случае автор фокусирует внимание на том, что каждый элемент эго-идентичности (т.е. каждая цель, ценность и убеждение) относится к какой-либо сфере человеческой жизни, и любой набор элементов эго можно расматривать только с учетом их жизненносодержательной специфики. Ватерман выделяет четыре сферы, значимые для формирования эго-идентичности:
1.Выбор профессии и профессионального пути.
2.Выработка политических взглядов.
3.Принятие религиозных моральных убеждений.
4.Принятие социальных ролей, включая половые и родительские.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
Самоуважение индивида во многом зависит от того, как он оценивает свою успешность, эффективность в осуществлении ролей. Юноша должен чувствовать, что он приносит ощутимую пользу другим (группе).
В юношеском возрасте группа сверстников выступает в качестве основного источника обратной связи.
Мотивацией к выполнению той или иной роли должно стать выполнение роли, которая принесет пользу или повлияет на результат групповой работы. Установление новых контактов, принятие разнообразных ролей в группе сверстников способствует поиску себя, а сознание групповой принадлежности облегчает юноше обособление от взрослых и дает ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Поведение юноши, возможность принимать решения, черты характера зависят от сформированности структуры его идентичности. Таким образом, процесс принятия роли, и поведение в группе так же можно рассматривать как зависящий от идентичности юноши, а точнее статуса его идентичности.
Эго-идентичность формируется в процессе взаимодействия индивида с его социокультурным окружением, следовательно и наблюдать ее мы можем в его социокультурном окружении.
Исходя из анализируемых нами выше видов социальных ролей, в ситуации групповой работы в юношеском возрасте, целесообразно изучать принятие функциональных ролей, т.е. тех, которые связаны с решением определенных задач. Среди шагов на пути принятия роли мы будем исследовать следующий - определение индивидом своего положения, его отношения к этому положению, представление о требованиях другой социальной позиции, смысл, который имеет данная роль и соответствующее поведение.
Информация по теме:
Психометрические теории интеллекта
Эти теории утверждают, что индивидуальные различия в человеческом познании и умственных способностях могут быть адекватно вычислены специальными тестами. Приверженцы психометрической теории полагают, что люди рождаются с неодинаковым инте ...
Причины высокой невротичности одаренных подростков
Одаренные дети попадают в группу риска по формированию невротического расстройства по причине как минимум двух факторов. Первый – сама одаренность ребенка, точнее, нервно-физиологические и психические особенности конституции одаренности. ...
Особенности темперамента и конфликты в семье
Каждый тип темперамента связан с определенным поведением человека, проявляется в его действиях и поступках. Сочетание различных типов темперамента может послужить причиной постоянных конфликтов в семье.
Холерик. Это легко увлекающийся че ...