Конфликт представляет собой довольно сложное психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от эффективности применения различных теоретических и методологических разработок.
Большинство людей не любят конфликты и, отчасти, побаиваются их. Это вызвано тем, что человек, который никогда не задумывался о сущности и природе конфликтов считает, что конфликты портят отношения между людьми, вредят делу, мешают жить, вызывают напряженность, рассогласованность действий, стрессы. Однако жить бесконфликтно невозможно. Это подтверждается тем, что:
- конфликт является нормальным явлением существования социума;
- конфликты происходят повсюду, где существуют люди;
- конфликты происходят в определенных условиях и протекают определенным образом.
Существует много подходов к пониманию конфликта. Обобщив, можно отметить, что конфликтные ситуации развиваются в результате:
- различий интересов участников социума;
- противоречий, столкновений интересов, проявляющихся в нормах поведения (поведенческий аспект);
- противоречий и столкновений позиций в социуме;
- отсутствия согласованных позиций в социуме;
- возникновения противоречий и угроз удовлетворения базовых потребностей человека как члена социума. При этом конфликт возникает с ростом состояния неопределенности их удовлетворения.
в понимании конфликта является выделение ключевых понятий - противоречие и интерес. Однако не все противоречия приводят к конфликту, а лишь те, которые:
- заставляют человека (или группу) осознавать противоположность интересов, которые вызывают противоречия;
- определяют некий уровень соответствующей конфликту мотивации и поведения.
Таким образом, конфликт представляет собой систему социально - психологического взаимодействия между людьми или группами людей в виде столкновения, противоборства, содержание которого определяется противоречиями, противоположными интересами, угрозами удовлетворения их актуальных потребностей и компонентами иррационального поведения.
любому человеку и особенно специалисту в сфере управления деятельностью других людей в социуме необходимо знать ответы на следующие вопросы:
- Что такое конфликт?
- почему возникает и как развивается конфликт?
- кто участвует в конфликте?
- как реализуется поведение и взаимодействие людей в конфликте при столкновении их представлений и суждений?
- каковы результаты и истинные цели конфликта?
Существуют негативные и позитивные феномены, возникающие в организации в результате возникновения конфликта. К негативным проявлениям конфликта относят:
- неадекватное, социально неоправданное восприятие конфликтующими сторонами друг друга, а также непонимание их коренных интересов;
- снижение активности сотрудничества конфликтующих сторон во время конфликта и после него;
- ухудшение социально-психологического климата в конфликтной группе, снижение производительности труда, увольнение части работников в целях разрешения конфликта;
- создаются виртуальные, мнимые проблемы в отношениях и взаимодействии конфликтующих сторон, формируется дух конфронтации и противоборства в ущерб эффективному решению реальных проблем и преодолению разногласий; - возрастают материальные, эмоциональные, системные затраты процесса достижения результатов и целей деятельности организации.
К положительным эффектам при существовании конфликта можно отнести:
- стимулирование системы к изменению и развитию, инновационным преобразованиям и усовершенствованиям;
- конфликт способствует лучшей структурированности группы, возрастанию степени ее сплоченности и организованности;
- определяет активную информационную и коммуникативную функцию, так как противоборствующие стороны стремятся лучше узнать друг друга;
- стимулирование предприимчивости и творчества конфликтующих сторон, развитие их личности, чувства ответственности, индивидуальной значимости;
- усиливает групповую динамику, мониторинг ролевого поведения и систему внутригрупповой управляемости;
- конфликт выполняет диагностическую функцию, показывая реальную картину отношений между членами группы.
Иногда, управленцу полезно спровоцировать управляемый конструктивный конфликт, чтобы прояснить обстановку и понять истинное состояние дел в группе, а также активизировать внутригрупповое взаимодействие и социальную дифференциацию.
Информация по теме:
Психология в медицинской практике
Психология здоровья как самостоятельная психологическая отрасль возникла в зарубежной психологии в конце 70-х гг. XX в. Она была определена как комплекс специфических психологических мер, нацеленных на профилактику отдельных заболеваний, ...
Формы и виды страхов
Страхи (фобии) делятся на 3 типа: простые, социальные и агорафобии.
Люди с простыми фобиями испытывают смертельный страх перед определенным предметом, местом или ситуацией. Социальные фобии — это когда люди избегают ситуаций, где много н ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
Речь представляет собой сложную психическую деятельность и, являясь уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления и обеспечивает общение с помощью языка.
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрос ...