Неблагополучная семья и ее характеристики

Психология » Особенности жизненной перспективы и мотивации к самореализации у подростков из социально неблагополучных семей » Неблагополучная семья и ее характеристики

Страница 2

1. превентивные - семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии развития неблагополучия;

2. семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня;

3. семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей [29].

Возможна и более простая классификация неблагополучных семей: по количеству родителей - полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновителей; по количеству детей - малодетная, многодетная, бездетная; по материальному благополучию - малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная; по проблемам родителей - семья алкоголиков, наркоманов, безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, социально-дезадаптивная. Особо выделяются семьи педагогически несостоятельные; чаще всего они обнаруживаются тогда, когда в них имеются дети подросткового возраста.

Таким образом, мы видим, что семья, а главным образом ее неблагополучие препятствует продуктивному развитию и социализации подростка. Далее, мы хотели бы обратить внимание на то, какое именно влияние оказывает неблагополучная семья на становление личности подрастающего поколения.

В нашей работе особое внимание мы уделяем семьям, которые выделены в эту категорию по проблемам родителей, а именно - семьи алкоголиков и наркоманов, а также семьи, родители которых просто не занимаются своими детьми в силу личных интересов, тем самым просто забывают об их воспитании…

Драматизм ситуации усугубляется еще и тем, что материальные и психологические трудности, переживаемые семьей, привели также и к возникновению совершенно новых проблем воспитательного и иного характера. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Дети не обращаются к таким родителям за советом и помощью, считая их неудачниками, неспособными к выживанию в новых условиях.

Семьи, переживающие постоянный кризис, и семьи, склонные к пассивному образу жизни, стараются избежать болезненных проблем. Это выражается в нежелании членов неблагополучной семьи выжить, дать выход злобе и незащищенности, освободиться от контроля извне и неспособности противостоять критическим ситуациям. Некоторые родители, оказавшись без "почвы" под ногами, в силу своей неуверенности и безвыходности положения, пытаются найти это противостояние и выход в алкогольных и других способах якобы "расслабления" [11].

Говоря о качественных особенностях менталитета российской семьи сегодня, было бы неверным рассматривать его изменение в свете одних лишь экономических реформ. Практика показывает, что новые экономические принципы взаимодействия в обществе привели к значительным переоценкам нравственных основ жизни.

Следующая проблема социально неблагополучных семей не является исключительно воспитательной проблемой российской семьи, а носит всеобщий характер. Сегодня часто употребляется термин "гуманизация" в приложении к разным сторонам жизни (в том числе к образованию). Актуализация этого термина к началу XXI в. в развитых странах мир; свидетельствует о том, как меняется система ценностей человечества. К концу века наблюдается возврат к ценностям эмоционального характера: повышается значимость взаимопонимания, моральной поддержки, эмпатии, взаимопомощи и т.п. Все эти термины укладываются в емкое понятие "гуманизация межличностных отношений".

В рамках семьи требование гуманизации особенно уместно, так как должно проявляться практически во всех сферах ее жизнедеятельности. К сожалению, исследования фиксируют, что около трети семей школьников не отвечают этому принципу. В таких семьях царит взаимное равнодушие, отсутствие интереса членов семьи друг к другу, даже рукоприкладство. Госкомстат свидетельствует, что за один только 1995 г. в результате семейных ссор было совершено 791 тыс. преступлений между родственниками, причем 21 % пострадавших - дети. Становится очень распространенным бегство детей из дома: 57 % детей в приемниках-распределителях ушли из семьи добровольно или были изгнаны.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Анализ формирования функциональной межполушарной асимметрии в онтогенезе
Проблема мозговой организации психических процессов в онтогенезе многие десятилетия является объектом изучения для многих научных дисциплин. Лавинообразно нарастает поток эмпирических данных и объясняющих гипотез. Вместе с тем до настояще ...

Особенности формирования мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости
Развитие мышления аномальных детей подчинено тем же общим закономерностям, по которым развивается мышление нормальных детей, но дефект и его последствия создают своеобразие развития аномальных детей [3]. При нарушении умственного развити ...

Развитие самооценки в младшем школьном возрасте
Ребенок стал школьником. Это приводит к новому распорядку его дня, рождает новые обязанности. Из необходимости каждый день учиться вытекают многие изменения в жизни ребенка. Нужно вовремя встать, ежедневно готовить домашнее задание, прино ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта