Развитие личности ребенка, так или иначе, связывается с типом семьи. По мнению Л.Б. Шнейдер Э. Арутюнянц (27) существует 3 варианта семьи традиционная, детоцентрическая, супружеская (демократическая).
Далее рассмотрим влияние системных компонентов семьи на формирование личности ребенка. Шнейдер Л.Б., Арутюнянц выделяют несколько ракурсов этого влияния, его многоплановость:
Семья, как основа чувства безопасности.
Модели поведения, транслируемые родителями.
Семья и приобретение жизненного опыта.
Дисциплина, как средство формирования поведения.
Общение в семье.
В атмосфере любви и близости, делающих общение ребенка с родителями эмоционально насыщенным, удовлетворяется его потребность в положительных эмоциях, в которых он нуждается с момента рождения. Общение в атмосфере близости, любви, сердечности, доверия, сплоченности, заботы друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей, тем самым становится для него подлинной школой чувств» (20).
Особую роль в эмоциональном, нравственном и умственном развитии ребенка, как убедительно показали психологические исследования, играет его близость с матерью, привязанность. Некоторые тревожные и властные по характеру матери непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненную зависимость от себя и своего настроения. Эти матери испытывают страх одиночества, изживая его чрезмерной заботой о ребенке. Подобная невротическая привязанность создает инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в своих силах и своих возможностях.
Психологический аспект психического здоровья как раз и предполагает необходимость внимания со стороны родителей к внутреннему миру ребенка: к его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов, его отношению к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой и пр.
К. Флейк_Хобсон (23) выделяет следующие ситуации, вызывающие фрустрацию базовых потребностей ребенка.
*Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности: враждебная, жесткая семья, эмоционально отвергающая семья, не обеспечивающая надзора и ухода семья, негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся), чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека), появление нового члена семьи (отчим, мачеха, брат, сестра), противоречивое воспитание или смена типа, чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).
* Ситуации, вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи: помещение в чужую семью, направление в детское учреждение, госпитализация.
Информация по теме:
Музыкоцветотерапия
цветотерапия эмоциональный лечебный
Цветотерапия связана с музыкотерапией (лечебное воздействие через восприятие музыки).
Коррекция психоэмоциональных нарушений осуществляется при синтезе музыкального и зрительного восприятия.
Совсем н ...
Рисование страхов
Рисование – это творческий акт, позволяющий детям ощущать радость свершений, свою способность действовать, быть самими собой, выражать свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как и игра, это не только отражение в ...
Современное определение одаренности
Необходимо отметить авторов, которые занимаются вопросами одаренности и внесли огромный вклад в психологию и педагогику одаренности. В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса (1990) ...