Семья и ее функции с точки зрения социализации подростка

Психология » Особенности жизненной перспективы и мотивации к самореализации у подростков из социально неблагополучных семей » Семья и ее функции с точки зрения социализации подростка

Страница 2

4. Проекция семейных взаимоотношений и установок служат подростку ориентиром в повседневной жизни и межличностных контактах, так как новых способов, образцов поведения и установления контактов он еще не достиг. Поэтому, благоприятный климат в семье, эмоциональная привязанность ее членов служат формированию у подростка социально одобряемой мотивации к самореализации.

5. Положение подростка в семье имеет существенное значение для него, которое при благополучном морально-психологическом климате может активно на него воздействовать, прежде всего, в формировании образа, структуры, формы, общей картины внешнего мира, из которой формируется сознание, а также стремление реализовать себя в этой жизни.

6. Семья - это первая по времени часть социального пространства, в которую входит, которую осваивает ребенок. Она формирует основу личности, ту "социальную форму", которая будет наполняться содержанием в школе, других институтах образования и воспитания. В семье у ребенка формируются и складываются основные идеалы и жизненные ценности, нормы и способы жизнедеятельности. Это способствует тому, что подросток познает то, как он может действовать в тех или иных ситуациях, как может происходить тот или иной процесс, т.е. закладывает в нем основу для построения собственной жизненной перспективы.

7. Кроме того, в значительной мере жизненный путь ребенка определяют семейные условия, включающие социальное положение, материальный уровень и уровень образования родителей. Создавая каждый раз вполне определенные условия для жизнедеятельности человека, семья определяет возможности для развития тех или иных качеств, индивидуальных способностей человека, тем самым формирует личность, что, естественно, не может не отразиться на мотивации подростка реализовать себя. Семья главным образом определяет желания и потребности подростка и, соответственно, возможности их реализовать.

8. Семья демонстрирует и предъявляет подростку нормы и ценности, определяет содержание и формы взаимоотношений с другими людьми, предметами и социальными явлениями. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющие его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

9. Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным (выбор супруга и характер общения в семье). Этот аспект можно рассматривать как один из основополагающих в устремлениях подростка при построении своей жизненной перспективы.

10. Семья определяет те или иные формы социального контроля и санкций за отклонение от социально одобряемых форм поведения, регулирует поведение. А это, непосредственно влияет на формирование у подростка социально одобряемой мотивации к самореализации.

11. Родительская семья для ребенка является той непосредственной частью социального пространства, среды, где происходит его взросление, формирование жизненных норм и ценностей. Именно в семье, через восприятие отношений к себе со стороны значимых других - родителей - у ребенка формируется самооценка, самоотношение, и таким образом, программируется его социальное развитие, взаимоотношения с другими людьми.

Иными словами, можно представить вышеизложенную классификацию следующим образом:

1. нормативно-регулятивная, формирующая и регулирующая жизнедеятельность человека в обществе;

2. личностно-преобразовательная, индивидуализирующая человека посредством формирования потребностно-мотивационной сферы, идеалов и установок человека;

3. ценностно-ориентационная, формирующая систему ценностей, определяющих образ жизни человека;

4. коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, насыщая человека информацией, с целью формирования его образа жизни.

Итак, нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения юношей, который не зависел бы от семейных условий их жизни в настоящем или прошлом. Родители в своих образцах поведения, в отношениях друг к другу, к старшему поколению и другим членам семьи неосознанно формируют отношения подростков ко всем ключевым вопросам жизнедеятельности. Главным образом, мы поняли, что семья оказывает ведущее влияние на формирование у подростка мотивации к самореализации и, в соответствии с ней, определенное содержание жизненной перспективы, ее протяженности, направленности, согласованности.

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Половые различия в проявлениях коммуникативных девиаций
Учитывая различия в психологии мужчин и женщин, в частности склонность женщин легко вступать в новые социальные контакты, иметь более широкий по сравнению с мужчинами набор коммуникативных программ, более выраженную коммуникативную импуль ...

Юношеская группа
Различного рода группы издавна являются объектом социально-психологического анализа. Однако следует отметить, что далеко не всякую совокупность индивидов можно называть группой в строгом смысле этого термина. Для того чтобы какая-либо сов ...

Дифференциальная психология
Этот раздел психологической науки – психологии индивидуальных различий - исследует индивидуальные психофизиологические различия между людьми, отдельные свойства высшей нервной деятельности и их проявления в поведении [2]. Термин «Дифференц ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта