Система методов изучения ценностно-ориентационного единства воинского коллектива

Психология » Условия обеспечения ценностно-ориентационного единства в воинском коллективе » Система методов изучения ценностно-ориентационного единства воинского коллектива

Страница 2

Мировоззрение воина не подвержено быстрым изменениям, поэтому при изучении позиции личности, ее ценностей, морально-политической и нравственной ориентации в начальный период службы нужно активно собирать и учитывать информацию с места работы или учебы воина до его призыва в армию. Общность мировоззрений и личностных побуждений, отсутствие антагонистических противоречий у воинов - хорошая основа морально-политического единства личного состава подразделения, экипажа, боевого расчета.

При оценке боевой сработанности членов экипажа к объективным показателям эффективности совместной деятельности относят производительность воинского труда, безошибочность боевых действий, их точность, своевременность (быстрота реагирования) и высокую экономичность. Качественные и количественные критерии объективной оценки боевой сработанности по этим показателям хорошо известны. Так, качественным критерием точности стрельбы танкового экипажа будет конечный ее результат - поражение цели или промах. Количественным критерием будет величина отклонения точки попадания от точки прицеливания. Подобным образом может быть оценена и совместная деятельность экипажа вертолета и усилия боевого расчета ракетной установки. Конкретные нормативные критерии для оценки показателей эффективности совместной деятельности приводятся в соответствующих инструкциях и наставлениях.

Труднее поддаются количественной оценке субъективные показатели. Важнейшим из них является степень профессионального (служебного) взаимопонимания членов экипажа. Чаще всего оценка субъективных показателей осуществляется по качественной двоичной системе "хорошо-плохо". Возможно также применение трех-пяти балльной системы оценки, являющейся своего рода попыткой перехода к количественному измерению субъективных показателей. При достижении высокого уровня сработанности в военно-профессиональной сфере неизбежно происходит сближение субъективных и объективных оценок, но на начальных этапах возможно преобладание субъективного подхода к оценке, который к тому же отличается большей динамичностью, ситуативностью и легче поддается управлению.

Для оценки и прогноза боевой сработанности воинов в военно-профессиональной сфере можно использовать в течение некоторого времени пробное выполнение функциональных совместных обязанностей как на реальных образцах боевой техники и оружия, так и на всевозможных моделях, тренажерах и приспособлениях. Целесообразно также использовать для этих целей совместное несение боевых дежурств, регламентное обслуживание техники и оружия, выполнение хозяйственных работ, участие в субботниках и т.д.

Приемлемы и различные формы наставничества. В ходе таких экспериментов целесообразно наблюдать за особенностями процесса сближения, срабатываемости членов экипажа, зафиксировать достигнутые ими результаты, а после завершения работ провести беседу или анкетирование участников для оценки их психических состояний, преобладающих эмоций и общего впечатления о партнере по совместной деятельности.

При оценке третьего компонента сплоченности - психологической совместимости - также можно ориентироваться на объективные и субъективные показатели. На объективном уровне ее показателем является количество межличностных конфликтов в сфере внеслужебного общения, а на субъективном уровне при хорошей совместимости у членов экипажа возникает чувство эмоциональной взаимной удовлетворенности. При объективном подсчете количества конфликтов, в первую очередь, следует учитывать преднамеренные, негативные по содержанию и влиянию на эмоциональную сферу личности конфликты. Сведения о ситуативных конфликтах используются в качестве дополнительной информации. Объективный уровень несет в себе количественную меру психологической совместимости, а субъективный как бы подытоживает сложившиеся в экипаже отношения, является своеобразным свидетельством степени развития коллектива. Ведь в эмоциях лучше всего реализуется правдивость отношений: эмоции могут быть ложными, но не могут быть лживыми. К числу основных проявлений эмоциональной удовлетворенности партнером, на наш взгляд, следует отнести: наличие положительных эмоций во время и после совместного отдыха, занятий спортом, участия в культурно-массовой работе и т.д.; признание своих товарищей наиболее интересными собеседниками и партнерами по проведению досуга, стремление к совместному проведению свободного времени.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Семейные взаимоотношения
Такая характеристика семьи, как «полная или неполная», представляется связанной с агрессивностью детей. Эта характеристика квалифицирует как раз те составляющие семейной обстановки, которые связываются со становлением агрессивности, - оди ...

Методика выявления страхов у детей с помощью рисования страхов
Рисование, как игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые пе ...

Современные научные теории неврозов
В современной литературе по неврозам значимыми сторонами неврозогенеза являются: психическая травма и преморбидные психологические особенности личности. Психической травмой называется жизненное событие, затрагивающее значимые стороны сущ ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта