Особенности психического развития аутичного ребенка

Психология » Исследование нейропсихологического статуса детей с диагнозом "Детский аутизм" » Особенности психического развития аутичного ребенка

Страница 2

Эти первичные расстройства относятся к кругу болезненных, продуктивных симптомов и имеют особый, на настоящем уровне наших знаний неясный механизм формирования.

Оба фактора действуют в одном направлении, препятствуя развитию активного взаимодействия со средой и создавая предпосылки для усиления самозащиты.

С первичными тесно связаны вторичные образования, относящиеся к проявлениям специфического аутистического дизонтогенеза - это гиперкомпенсаторные проявления: аутизм и аутостимуляторные действия.

В настоящее время основная клинико-психологическая структура РДА, в период своей наибольшей выраженности (в возрасте от 3 до 5 лет), представлена следующим образом - это стойкое сочетание двух видов расстройств: 1) аутизм; 2) стереотипность поведения.

Аутизм (от латинского слова authos – сам) проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом. (7)

Аутизм – это малая переносимость контактов со средой и людьми, вынужденная самоизоляция в условиях недостаточно понятного и пугающего внешнего мира. Прежде всего, аутизм связан с нарушением адекватной эмоциональной связи с людьми.

Стереотипность поведения – выражается в стремлении к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу; носить одну и ту же одежду; повторять одни и те же движения, слова, фразы; получать одни и те же впечатления; сосредоточенность на одних и тех же интересах; тенденция вступать в контакт со средой и взаимодействие с людьми одним и тем же привычным способом. Разрушение стереотипных условий жизни вызывают у ребенка диффузную тревогу, агрессию или самоагрессию.

В условиях дискомфорта у аутичного ребенка обязательно развиваются особые патологические формы компенсаторной аутостимуляции, которые позволяют такому ребенку поднять свой тонус и заглушить дискомфорт. Это двигательные, речевые, интеллектуальные явлениям, поведенческие стереотипии, компенсирующие дефицит положительных раздражителей извне и являющиеся мощным средством защиты от травмирующих впечатлений.

В структуре РДА можно выделить и третичные образования – истинно невротические, обусловленные чувством собственной неполноценности. Неудачный опыт контактов аутичного ребенка с окружающими его людьми, понимание ребенком своего состояния как болезненного – все это, присоединяясь к эндогенным тревоге и страхам, подрывает у него веру в себя, усугубляет аутистическое формирование его личности.

Соотношение этих дизонтогенетических образований может объяснить формирование аномалии психического развития при РДА именно по типу «искаженного». При сочетании потенциально полноценных или даже высоких интеллектуальных предпосылок с низким психическим тонусом, препятствующим правильному формированию высших психических функций, сенсорной и эмоциональной гиперестезией, приводящей к аутизму, психический онтогенез меняет свое направление и осуществляется преимущественно в аффективном русле, обеспечивая сиюминутные нужды аутостимуляции и перекрывая этим каналы социально направленной деятельности.

В случае искаженного развития нельзя разделить аффективную и когнитивную составляющие: это один узел проблем. Искажение развития когнитивных и психических функций является следствием нарушений в аффективной сфере.

Формирующиеся установки аутизма, стереотипности, гиперкомпенсаторной аутостимуляции, все эти нарушения ведут к деформации основных механизмов аффективной организации поведения, тех механизмов, которые позволяют нормальному ребенку выстраивать активный и гибкий диалог со средой, определять свои потребности и привычки, устанавливать эмоциональные контакты с людьми и произвольно организовывать свое поведение. Одновременно с этим форсируется патологическое развитие механизмов защиты.

В моторике задерживается формирование навыков бытовой адаптации, вместо этого появляются манипуляции с предметами, которые позволяют получать необходимые стимулирующие впечатления, связанные с соприкосновением, изменением положения тела в пространстве и т.д. Характерны вычурность позы, движений, мимики, ходьба на цыпочках, бег по кругу, стереотипные действия с объектами. Движения неуклюжи, угловаты, замедленны, плохо координированны, лишены пластичности, в них сочетается медлительность с импульсивностью.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Первые достижения физиологии в связи с психологией
Наиболее значимое влияние физиология начала оказывать на психологию с проведением первых исследований процессов ощущения и восприятия, которые начались с изучения человеческих органов чувств — тех физиологических механизмов, с помощью кот ...

Понятие о внутриличностных конфликтах. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему внутриличностных конфликтов
Личность является предельным субъектом (оппонентом) конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельными генератором конфликта, внутри которого он и развертывается. Другими сл ...

Принципы работы функциональной системы
Рассматриваемые здесь три принципа функциональной системы позволяют раскрыть те специфические ее свойства, которые характеризуют ее как динамическое целостное образование. 1. Принцип сужения афферентаци. Каждая функциональная система, им ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта