Феномен самооценки

Психология » Теоретико-эмпирический анализ взаимосвязи самооценочно-волевых характеристик и структурных особенностей личности студента » Феномен самооценки

Страница 4

В рамках теории «отношений» А.Ф. Лазурского – В.Н. Мясищева была разработана категория «самоотношение», где данное понятие описывается как совокупность динамических и содержательных компонентов личности, степень осознанности и качество эмоционально-ценностного принятия себя как ответственного и инициативного человека в социуме [49; 68].

Самоотношение личности – это сложное когнитивно-аффективное образование, адекватность которого можно определить степенью согласованности его составляющих и качеством их взаимосвязей [49; 53]. Структура самоотношения описывается как состоящая из двух компонентов:

1) рациональное отношение к себе как субъекту, включенному в социальные связи («образ-Я» или категориальное «Я»)

2) эмоционально-ценностное отношение к себе – переживание и оценка собственной значимости как субъекта социальной активности, которые образуют рефлексивное «Я» [49]. Эти компоненты взаимодействуют с потребностно-мотивационной сферой личности, в результате чего самоотношение включается в процесс деятельностной и личностной саморегуляции, стимулируя развитие рефлексивности. Необходимо отметить, что в отношении именно регуляционного аспекта самоотношения психологи проявляют самый большой исследовательский интерес. Еще У. Джемс писал, что «самочувствие проявляется через «инстинктивные побуждения», которые направлены на заботу человека о себе, на его стремление к социальному и духовному самосохранению» [25, с. 14].

То, как человек относится к себе, оказывает непосредственное влияние на его социальную активность, обусловливает адекватную адаптацию. Самоотношение является мотивом саморегуляции поведения, включаясь во все этапы осуществления деятельности от возникновения мотивов до оценки результата этого поведения, участвует в механизмах регуляции поведения от уровня конкретной ситуации деятельности до уровня длительной реализации идейных замыслов [112].

В психологии представлено огромное количество исследований, выявляющих взаимосвязь между отношением человека к себе как к субъекту жизненных отношений и поведением [3; 6; 7; 9; 40; 50; 56; 58; 108]. В них отмечается, что высокое самоуважение личности является условием продуктивности в деятельности, максимальной активности, реализации потенциала [57], влияет на свободу самовыражения, спонтанности в общении [84]. Позитивное самоотношение позволяет человеку верить в свои возможности, проявлять энергичность, самостоятельность, оптимизм в ситуациях неопределенности [38]. Люди, относящиеся к себе позитивно, гораздо реже страдают психосоматическими расстройствами, так как не поглощены своими внутренними проблемами. Одним из мотивов, побуждающих человека соблюдать моральные нормы, является его стремление сохранить положительное самоотношение [120].

Поведение человека с негативным самоотношением ригидно в связи с тем, что его поглощает проблема ценности своего «Я», излишне повышается уровень активности, затрудняя выбор способов адекватного взаимодействия [81]. Неприятие личностью себя, конфликтное отношение к себе предопределяет ее девиантное поведение: наркоманию, алкоголизм, совершение преступлений, суицидальное и агрессивное поведение [18; 45; 78; 83], а также положительно коррелирует с депрессией [79].

Влияние самоотношения на процессы самопознания достаточно подробно описано И.Г. Чесновой. Она обращается к имеющимся в психологии данным, что развитие аффективной составляющей в онтогенезе предшествует познанию себя, о том, что знание человека никогда не бывает свободным от оценочных характеристик, которые играют чрезвычайно важную роль в механизмах восприятия. Воспринимая и описывая другого человека, люди в значительной степени фиксируются на его общей привлекательности (неосознанно), приписывая при этом многие положительные характеристики тем, кто им нравится, и отрицательные тем, кто не нравится. В механизмах межличностного восприятия, самовосприятия процессы когнитивного анализа находятся под сильным и непрерывным влиянием эмоциональных факторов, вносящих свой вклад в их ход и результат. Эмоциональные оценки черт личности (будучи во многом независимыми от наблюдения за реальным поведением) как бы накладываются на структуру этих наблюдений, придавая образам социальной перцепции необходимую константность, целостность и обобщенность. Отсюда общее эмоциональное отношение к самому себе играет роль «цемента», скрепляющего всегда разрозненные, часто противоречивые фрагменты процесса познания и самопознания [111].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Современное состояние проблемы РДА
Психопатологический феномен под названием «аутизм» введен Е.Блейлером как «оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений» (1920). Несколько позже В.П.Осипов рассматривал аутизм как «разобщенность больных ...

Особенности застенчивости детей старшего дошкольного возраста
Проблему застенчивости изучали за рубежом: Д. Болдуин, К. Гросс, Ф. Зимбардо, К. Изард, Д. Б. Уотсон, В Штерн. У нас в стране этим вопросом занимались: Е. И. Гаспарова, А. А. Захаров, Я. Копчак, Ю. М. Орлов, Т. О. Смолева. Исследователе ...

Характеристика метода беседы в психологии
Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонн ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта