Феномен самооценки

Психология » Теоретико-эмпирический анализ взаимосвязи самооценочно-волевых характеристик и структурных особенностей личности студента » Феномен самооценки

Страница 3

В психологии самосознания имеют место расхождения относительно содержания глобальной самооценки. Она рассматривается как переживание, устойчивое чувство, пронизывающее «образ Я» [101]; как устойчивое чувство в адрес собственного «Я», которое содержит ряд различающихся как по эмоциональному тону переживания «Я» и по семантическому содержанию специфических модальностей [22; 74]; как система переживаний, включенных в процесс самосознания, отражающая внутренние ценности личности, принятые ею в отношении самой себя [112], как «накапливающийся аффект на себя», связанный с мерой удовлетворенности своими действиями, результатом реализации намеченных целей [29; 30], как чувство самодовольства-недовольства собой [25], как чувство собственного достоинства [81], как «аффективно-моторный эквивалент», сливающийся с общим витальным фоном организма [72], как эмоционально окрашенное состояние личности [52], «ощущение» собственной ценности, осознание того, за что мы ответственны, что мы должны делать, а что нет, если не хотим уронить или лишиться своего человеческого достоинства [119].

Несмотря на существенные различия в понимании содержания глобальной самооценки, она отражает такую сторону отношения человека к себе как его чувство «за» или «против» себя. Это чувство характеризуется относительной устойчивостью, амодальностью, недифференцируемостью и мало зависит от актуального самовосприятия. При этом чувство «за» или «против» себя традиционно рассматривается как устойчивая личностная черта (свойство), которая складывается постепенно и приобретает привычный характер.

Так, человек с высоким самоуважением верит в себя, считает, что может преодолеть свои недостатки. Развитое позитивное чувство в адрес «Я» как устойчивая личностная черта является центральным звеном внутреннего психического мира человека, оно лежит в основе единства и целостности его личности, согласовывает и упорядочивает внутренние ценности, завершает структуру характера [112]. Самоотношение как свойство личности теснейшим образом связано с целями ее жизни и деятельности, с ее ценностными ориентациями, выступает важнейшим фактором образования и стабилизации ее единства [4; 71]. Выступая устойчивой личностной чертой, самоотношение тесно связано с другими свойствами личности, особенно волей. Оно влияет на формирование содержания, структуры и формы проявления целой системы психологических особенностей личности [112].

Человек с низким самоуважением – это человек с устойчивым чувством неполноценности, ущербности [44], ранимостью, чувствительностью к внешним воздействиям, оторванностью от реального взаимодействия с другими людьми. В сфере деятельности такое отношение к себе может проявляться в непоследовательности и нерешительности. Личность с пониженным самоуважением отличается неустойчивым внутренним миром, не обладает твердой и последовательной линией поведения в общении, во взаимоотношениях с другими людьми [112].

В психологической литературе можно встретить такие специфические обозначения чувства человека в адрес самого себя как гордость или стыд [71; 119], высокомерие, тщеславие, самопочитание, заносчивость, чувство собственного достоинства, и противоположные им – скромность, смирение, сострадание, застенчивость, уничижение, сознание собственного позора [25], чувство неполноценности, недовольство собой [116]. Близким глобальной самооценке по своей содержательной нагрузке является разработанная в рамках аналитической психологии категория «чувство уверенности в себе» [119].

Термин «самоотношение» впервые в научный обиход ввел Н.И. Сарджвеладзе, рассматривая его как подкласс социальной установки. Самоотношение – это отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направленно на самого себя. По мнению исследователя, отношение к себе наряду с социальным статусом и установкой личности к внешнему миру, составляет содержание системы «личность – социальный мир» и является одной из структурных единиц диспозиционального ядра личности. Диспозиция по Н.И. Сарджвеладзе – это «предрасположение к определенному взаимодействию личности с социумом и самим собой, . как некоторая готовность или фиксированная установка субъекта жизнедеятельности» [87, с. 192].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Выводы
1)Доказано влияние на агрессивность и состав поведения социальных факторов. Традиционные представления о связи маскулинности с агрессией претерпевают существенные изменения. Одним из следствий проявившегося «кризиса маскулинности» являетс ...

Рисование страхов
Рисование – это творческий акт, позволяющий детям ощущать радость свершений, свою способность действовать, быть самими собой, выражать свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как и игра, это не только отражение в ...

Структура уровневая характеристика понятийного мышления
Понятийное интуитивное мышление основано на личном опыте ребенка и связано с его возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться. Это мышление необходимо как база для усвоения школьных знаний. Благодаря этому типу мышл ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта