2. Как целостная самооценка, состоящая из ее частных аспектов, определенных по их значимости для индивида.
У. Джеймс утверждал, что неуспех в малозначимых сферах мало влияет на общую самооценку, т.е. различные свойства и особенности личности, рассматриваемые как объекты самооценок, далеко неравнозначны: самооценка играет большую роль, там, где оцениваемый аспект является субъективно более значимым для человека [25]. Наиболее популярным среди исследователей является именно этот подход, поэтому соответствующих представлений придерживались многие ученые.
М. Розенберг высказал подобную точку зрения в своей интерактивной гипотезе. Согласно основным ее положениям высокие уровни самооценок по значимым аспектам значительно повышают глобальную самооценку индивида, тогда как, при низких уровнях частных значимых самооценок самоотношение оказывается существенно сниженным. И, соответственно, наоборот: вклад самооценок по менее значимым аспектам в глобальную самооценку оказывается меньшим [78].
3. Как иерархическая структура, которая включает конгломерат частных самооценок, интегрированных по сферам личностных проявлений, составляющих в комплексе обобщенное «Я», находящееся наверху иерархии.
Одна из наиболее распространенных моделей такого рода принадлежит Р. Щавельзону, которым на основе анализа «номологической сети» переменных самооценки был выделен ряд сфер, наиболее важных для понимания обобщенного «Я». В соответствии со структурой этой модели общая самооценка, находящаяся на вершине иерархии, разделяется на академическую и неакадемическую (связанную или несвязанную с успехами в учебе). Неакадемическая, в свою очередь, подразделяется на социальные, физические, эмоциональные аспекты. Следовательно, Я-концепция и обобщенная самооценка – это просто одно и то же [78].
Несмотря на то, что подобные точки зрения кажутся вполне очевидными и, к тому же являются весьма распространенными, прямых доказательств их обоснованности до сих нор не получено [72; 74].
В отечественной психологии под глобальной самооценкой преимущественно понимается особое аффективное образование личности, которое является результатом интеграции самопознания и эмоционально-ценностного самоотношения [112] или общее чувство «за» или «против» себя как совокупность позитивных и негативных моментов самоотношения [83]. Необходимо отметить, что в отечественной психологии понятие целостной общей самооценки развития не получило: большее число исследований посвящено частным самооценкам, которые являются факторами саморегуляции личности, и не позволяют судить о самой сути отношения человека к себе.
В процессе формирования глобальной самооценки психологи обнаруживают такие механизмы, как проекция осознаваемых качеств на внутренний эталон [80; 88]; суждение индивида о самом себе, относящееся к степени, в которой он или какие-либо аспекты его «Я» соответствуют желаемым свойствам; сравнение реального «Я» с идеальным «Я» [23; 81; 84; 114]; отражение субъектом информации о себе с точки зрения определенной системы ценностей [18]; личностное суждение о собственной ценности, отражающее субъективную значимость «Я» [10; 13]; оценка своих характеристик как способствующих или препятствующих самореализации [75; 98; 100]; оценка личностью реализации своего « Я» [94]; своей успешности [52].
Анализ психологических механизмов формирования глобальной самооценки позволяет, вслед за И.С. Коном [47], утверждать, что в ее основании обнаруживаются такие процессы как усвоение субъектом внешних оценок (это может быть и непосредственное отражение чужих оценок, и равнение на генерализированного другого), социальное сравнение по признакам «лучше – хуже» или «похожий – непохожий» и самоатрибуция, когда индивид заключает о себе и о своих внутренних состояниях, наблюдая и оценивая свое поведение в различных ситуациях.
Информация по теме:
Общая структурно-функциональная модель работы мозга
Поскольку психические процессы человека являются сложными функциональными системами, не локализованы в узких, ограниченных участках мозга, а осуществляются при участии сложных комплексов совместно работающих мозговых аппаратов, является н ...
Пути психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками
у дошкольников в игре
Мы предлагаем использовать игру для психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками у дошкольников учитывая ее значение для дошкольника, и подтвердить формирующую и корригирующую роль игры для личности ребенка, при ...
Деятельность Ю.В. Котеловой
Котелова Юлия Владимировна (1903—1980) — российский психолог, кандидат биологических наук (1951), доцент, специалист в области психологии труда. Закончила педологический факультет 2-го МГУ (1929), физико-математическое отделение Государст ...