Анализ особенностей различных типов мышления

Психология » Субъективная вариативность личностных качеств » Анализ особенностей различных типов мышления

Страница 2

Исследователь природы изучает природные явления, феномены как посторонний наблюдатель, из вне. Гуманитарий изучает явления культуры изнутри, он сам есть соучастник этих явлений, этого феномена и вследствие этого его объект исследования является ноуменом (по Бердяеву), а целью исследования является познание феномена. Для естествоиспытателя наоборот: объект исследования – феномен, а цель познания – постижение ноумена (сущности).

Гуманитарное образование должно быть обращено именно к человеческой душе, которую, кстати, позитивная наука не признает. Цель гуманитарного образования – усвоение человеком ценностей культуры, а поэтому оно должно быть культуроцентричным, а не сциентистским. Усвоение человеком культурных ценностей означает не просто информационную осведомленность, а восприятие их как своих собственных, за которые можно и даже иногда нужно жертвовать собственной жизнью, что и означает формирование мировоззрения. Такой подход требует изменения форм гуманитарного образования. Воспитание патриотизма, нравственности, чувства красоты и добра требуют от субъекта сопереживания, сопричастности к тому, что «изучается». Можно выучить всю химию, физику, математику. Целью такого изучения есть усвоение знаний и формирование умений и навыков для практического их использования. Но нельзя «выучить» литературу, философию, искусство. Ибо «изучение» в области гуманитарного образования имеет своей главной целью не просто усвоение информации (где, кто, что, когда), а формирование культуры восприятия новой информации (научной, политической) [51].

Гуманитарная культура есть культивирование таких ценностей, которые ориентированы на развитие и саморазвитие субъекта, т.е. самого человека [14].

Это способность к саморазвитию, самообретению, к самосовершенствованию человека путем формирования гражданских качеств, нравственных оценок, правовых норм, эстетических вкусов, интеллектуальных и познавательных способностей. В конечном счете, это формирование человека-творца, обладающего сложившимся мировоззрением и создающего материальные и духовные ценности, а значит способствующего социальному прогрессу.

Естественно-техническая культура имеет противоположный вектор. Если гуманитарная культура как бы обращена во внутрь, на развитие субъекта, на формирование человеческого в человеке, на совершенствование межчеловеческих отношении, на гуманизацию всей социальной среды, то естетвенно-техническая культура обращена во вне – на познание и преобразование объекта, т.е. природной Среды, на превращение объектов природы, а именно вещества и энергии в объекты человеческих потребностей. Естественно-техническая культура есть совокупность знании и умении, методов и приемов, теоретических принципов и эмпирических процедур, формирующих дискурсивный стиль мышления и способствующих получению истинной информации об объекте, т.е. о Природе в широком смысле этого слова. Признаками такой культуры являются владение математическим аппаратом, строгость построения знаний, точный расчет, наличие логически выведенных посылок, оперирование идеализированными объектами, ориентация на формализованные языки. Платой за эти необходимые в исследовании объекта качества являются рассудочность, пренебрежение нравственными, эстетическими, религиозными и вообще всякими духовными ценностями; агрессивное отношение к гуманитарным дисциплинам, как якобы неточным и неполноценным; стремление к покорению природы в ущерб человеческому существованию [37].

Главными средствами естественно-технической культуры являются науки о природе и техникознание. Наука – есть сфера человеческой деятельности, имеющая целью выработку теоретических знаний об объективной реальности, которая может быть опредмечена в новой технике и технологии. Техника – совокупность искусственных органов (инструментов, механизмов, автоматов и т.д.), позволяющих материализовать мускульные, транспортные контрольно-управляющие интеллектуальные функции человека путем познания и использования закономерностей природы и возможностей самого человека. Завышенные оценки роли науки в личной и общественной жизни порождают технократическое мировоззрение, то есть своеобразный культ техники, религию машины, согласно которой целью и смыслом человеческой истории является технический прогресс [8].

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Семья и ее функции с точки зрения социализации подростка
В данной работе мы подробно остановимся на самом главном факторе, который оказывает огромное влияние на образ жизни ребенка и его психическое развитие: родительский дом - отец, мать, другие взрослые (члены семьи или близкие родственники), ...

Приемы поведенческой антистрессорной защиты человека
Важнейшим условием защиты человека от психических стрессов является его жизненная стратегия, в частности, система ценностей. Мудрость долгожителей состоит в том, что они довольны своей жизнью: "Все, чем я обладаю, прекрасно, а, если ...

Энергоинформационные рисунки
Любой рисунок, как и любой цвет, оказывает на человека определенное воздействие и несет свою индивидуальную энергию. Здесь все имеет значение: и цветовая гамма рисунка, и само изображение, и даже настроение художника, с которым он работа ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта