Развитие психически неустойчивых детей имеет неблагоприятный прогноз: негативные проявления сохраняются до 16–17 лет, с трудом или незначительно компенсируются воспитанием [16; С. 27]. Для детей с повышенной аффективной возбудимостью характерно стойкое преобладание таких психических состояний, как импульсивность, бурные реакции (слезы, гневливость, ярость, резкие движения), склонность к агрессии (физическая и словесная), конфликтность, драчливость, грубая реакция протеста, отказ от контакта с педагогом [2; С. 61].
Несмотря на то, что специальные исследования проблемы задержки психического развития начались еще в конце 60-х годов 20 века, они более детально рассматривают ее в контексте младшего школьного возраста. Хотя многие ученые сходятся во мнении, что период раннего и дошкольного возраста имеет достаточный потенциал для коррекции задержки психического развития. Тем не менее, в настоящее время все большее распространение получают специализированные группы в дошкольных учреждениях для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Это, естественно не решает проблемы, но оставляет широкое поле деятельности для ученых-теоретиков [27; С. 118].
Таким образом, мы рассмотрели определения понятия задержки психического развития, а также этиологию данного нарушения. Привели классификацию К.С. Лебединской, в которой представлены четыре вида задержки психического развития: конституционного происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения, церебрально-органического происхождения; особенности свойственные данным типам ЗПР. Нами были выделены особенности познавательной, эмоционально-волевой, и личностной сфер детей данной категории. Мы определили, что импульсивное поведение чаще всего характерно для детей с задержкой психического развития при психическом инфантилизме и соматогенном инфантилизме. Это говорит о том, что проявление импульсивности зависит от генеза задержки психического развития. Необходимо сделать вывод о том, что импульсивное поведение у детей задержки психического развития старшего дошкольного возраста должно быть корригировано с помощью специальных (коррекционных) методов.
Информация по теме:
Особенности Я-концепции в подростковом возрасте
В проанализированных мной источниках проблема формирования Я-концепции рассматривается с двух сторон. С одной стороны рассматриваются факторы, определяющие формирование Я-концепции. С другой – по отдельности рассматриваются процессы стано ...
Игровая коррекция страхов
Известно, что игра представляет собой естественный вид творчества детей, в которой моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. В игре происходит реагирование чувств и желаний, постижение нового опыта ...
Причины стресса
Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзам ...