Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Психология » Психолого-педагогическое исследование проблемы импульсивного поведения детей дошкольного возраста в трудах ученых » Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Страница 6

а) недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяют ребенку «узнать» состояние;

б) имеющийся у большинства детей с ЗПР негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения;

в) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается, и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;

г) наконец, многие дети с ЗПР, особенно обусловленной педагогической запущенностью, развиваются вне культуры человеческих отношений и не имеют каких бы то ни было образцов эффективного информирования другого человека о своих переживаниях. Нормально развивающимся детям также свойственно недостаточное умение вербализовать свои переживания. Но у детей с ЗПР эта недостаточность выражена в еще большей степени [7; С. 5].

Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения [4; С. 17].

Особенности личности и своеобразие поведения детей с ЗПР менее изучены, чем особенности их познавательной деятельности. Это можно объяснить приоритетом концепции общего и специального образования на разных временных этапах. Личностно-ориентированный подход, составляющий основу современной концепции образования, нацеливает на усиление внимания к изучению личностных характеристик детей с нарушениями в развитии, с целью индивидуализации содержания коррекционно-образовательных программ [6; С. 11]. Поэтому в последние годы отмечается тенденция на психологическое изучение особенностей личности и поведение детей с ЗПР. Первые же характеристики личностного развития таких детей были преимущественно клиническими. Описания этого аспекта психической деятельности представлены в работах Т.В. Власовой (1967), К.С. Лебединской (1980, 1982), Л.В. Кузнецова (2002), И.Ф. Марковской (1993), М.С. Певзнер (1967). Авторы считают, что состояние эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР обусловлено типом инфантилизма и характером нейродинамических расстройств [6; С. 12].

Длительные наблюдения за учащимися с задержкой психического развития (Т.А. Власова, М.С. Певзнер) позволяет выделить несколько групп учащихся в зависимости от их психических особенностей и поведения – уравновешенные, заторможенные и возбудимые.

К первой группе можно отнести детей, поведение которых относительно спокойно и уравновешенно. Они достаточно активны, у них не обнаруживается больших отклонений в эмоционально-волевой сфере, поведения. Внутри этой группы можно выделить две подгруппы: часть детей наиболее активно, исполнительно, ответственно относятся к своим обязанностям, проявляет некоторую инициативность. Они пользуются уважением товарищей. Другая часть – менее активные дети, но они от общественных поручений не отказываются. В детском коллективе они не могут выполнять функции организаторов и не стремятся к этому. Круг их общения мал [2; С. 59].

Дети второй группы обычно вялы, инертны, заторможены, не общительны, безынициативны, не уверены в себе, не исполнительны. Среди этих детей встречаются эмоционально обделенные, равнодушные к окружающему миру. Не принимают участия в общественных делах. Часть детей отличается неадекватными эмоциональными реакциями. Они обидчивы, плачут по малейшему поводу, болезненно переживают свои неудачи, уединяются, замыкаются в себе.

Третью группу составляют легковозбудимые дети. В их поведении преобладают стойкая (повышенная) аффективная возбудимость, расторможенность, психическая неустойчивость.

Для психически неустойчивых детей характерно сочетание импульсивности с повышенной внушаемостью, заражаемостью. Основные мотивы поведенческих реакций у психически неустойчивых детей – получение удовольствия или подражание, неспособность противостоять внешнему влиянию: они легко и бездумно поддаются любому совету, примеру образцу призыву; быстро оказываются в подчинении у лидеров с более сильным характером; отличаются повышенной энергетикой; физически неутомимы, двигательно активны, назойливы и болтливы [2; С. 60]. Их поведение характеризуется также повышенной зависимостью от сиюминутного настроения, как правило, неустойчивого; они некритичны к своим поступкам, не могут сопротивляться вредному влиянию в силу несформированного самосознания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Характеристика подросткового периода
Подростковый возраст – остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции социального развития. Происходит не только активное физиологическое изменение организма, его рост и бурное развити ...

Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются: - стремление привлечь к себе внимание; - стремление получить желанный результат; - стремление быть главным; - защита и месть; -желание ущемить достоинство другого с целью ...

Выводы
1)Доказано влияние на агрессивность и состав поведения социальных факторов. Традиционные представления о связи маскулинности с агрессией претерпевают существенные изменения. Одним из следствий проявившегося «кризиса маскулинности» являетс ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта