Заключение

Психология » Психология: наука или искусство » Заключение

В результате изучения проблемы соотношения искусства и науки в психологии мы пришли к следующим выводам:

1. Психологию как науку определяют большинство словарей и энциклопедических изданий. Вместе с тем психологи и исследователи отмечают, что этой области знания присущи черты, как науки, так и искусства. Это обусловлено в частности происхождением психологии из философии, которая также не всегда признавалась исключительно наукой.

2. Психология как гуманитарная наука изучает человека, но такой же объект имеет и искусство, различие состоит в разных подходах к этому объекту.

3. Искусство отличается от науки тем, что пользуется не анализом и умозаключением, а воссоздает окружающую действительность второй раз, доступными ему средствами. Однако в психологии, в частности в психологической практике таким «воссоздающим» познанием отличаются личностные направления. Кроме того, в психологической практике чаще всего важны не реальности, которых нет в пространстве и времени, а символические переживания, метафоры, живущие в душевном опыте человека.

4. Категории, которыми оперирует и психологическая наука и искусство, - переживание, мысль, чувство. Только осмысляются они по-разному – искусство их передает, показывает, запечатлевает, психологическая наука – исследует, анализирует, выявляет. Но и в искусстве, и в психологической науке эти категории приобретают материальное воплощение и влияние на реальную жизнь.

Таким образом, общий вывод в нашей работе будет следующим: психология - специфическая область научного знания, которой присущи все категории данной области, но которая включает также в себя черты искусства, как необходимый компонент для своего функционирования и развития.

[1] Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2005. С. 45.

[2] Тростников В.Н. Апофатика – основной метод науки XXI века. М.: Православие, 2000. С. 116.

[3] Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 26.

[4] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 1998. С. 68.

[5] Оганесян Н.Т. Психология как единство науки искусства. М., 2000. С. 30.

[6] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 1998. С. 28.

[7] Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. - М.: Смысл, 2002. С. 40.

[8] Мэй Р. Новый взгляд на свободу и ответственность. / Пер. с англ. A. Лызлова. // Экзистенциальная традиция. 2005. №2. С.34

[9] Оганесян Н.Т. Психология как единство науки искусства. М., 2000. С. 34.

Информация по теме:

Причины агрессии
С какого момента можно утверждать, что ребенок неестественно агрессивный? Возможно, используя современные методы медицинской диагностики, можно выявить некоторые психические отклонения и болезни уже на стадии беременности. Но как быть с а ...

Формирование конфликтной личности
Поскольку роль конфликта в становлении и изучении личности очень велика, многие психологи считали нужным, так или иначе, отразить свое отношение к конфликту в своих работах. З. Фрейд был первым, кто предложил рассматривать конфликт в каче ...

Совершенствование систем управления в организациях и на предприятиях
Как и все другие крупные задачи, возникающие в общественной практике, эта задача также является комплексной. Ее решение требует изучения широкого круга вопросов. Но какой бы из вопросов ни был взят, его решение связано с необходимостью из ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта