В заключительной части рассмотрена взаимосвязь умственного развития и развития способностей.
Как было сказано ранее, с возрастом умственное развитие в большинстве своем повышается и что даже между людьми-ровесниками существуют большие индивидуальные различия. При этом умственное развитие не сводится только к объему знаний, которыми владеет человек.
Изучение различий в умственной деятельности неразрывно связано с проблемой «обучение и развитие». Особый интерес представляет понятие «обучаемость», систематически и многосторонне разрабатываемое в последние годы в лаборатории Н.А. Менчинской. Это понятие во многом перекликается с понятием «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Основной показатель обучаемости - «темп продвижения» (3.И. Калмыкова). По данным Н.А. Менчинской и ее сотрудников, обучаемость каждый раз неразрывно связана с уровнем умственного развития.
Уровень умственного развития возрастает по мере взросления, обучаемость же - зависит не только от тех показателей, которые прогрессируют с возрастом. Нельзя пройти мимо идеи о сензитивных периодах (чувствительных к воздействию) возрастного развития. Однако возрастные свойства, обусловливающие рост способностей и выступающие в соответствующие годы с наибольшей силой, могут сохранять свою особую роль далеко за пределами данного периода, и значение их не сводится к «сензитивности».
Однако возрастные особенности становления способностей не являются основными. Ведущая роль отводится внешним условиям.
Важное положительное значение идеи о сензитивных периодах состоит в том, что она исходит из представлений о качественной неодинаковости возрастных этапов, привлекая внимание к детству. Факты, характеризующие сензитивные периоды, делают особенно понятным, что различия в обучаемости школьников связаны не только с уровнями умственного развития, но и с возрастными предпосылками способностей. Подход к обучаемости, как и к умственному развитию, с необходимостью должен быть возрастным и личностным.
В понимании соотношения между умственным развитием и умственными способностями нет достаточной определенности и единства взглядов. Общими способностями, вероятно, следует называть наиболее коренные и общие свойства психики, выступающие в достоинствах обучаемости.
К числу таких общих свойств прежде всего могут быть отнесены особенности самых общих проявлений психического - активности и саморегуляции. Именно свойства регуляторной системы мозга, выступающие в различных формах целенаправленной активности и саморегуляции, судя по всему, имеют ближайшее отношение к физиологическим основам интеллекта и представляют собой наиболее долговременные условия формирования общих способностей.
Проявления уровня умственного развития свидетельствуют о достигнутых возможностях, проявления обучаемости могут указывать и на дальнейшие возможности, а проявления способностей выражают очень устойчивые свойства личности.
Особенности обучаемости ученика в каждом периоде школьного детства лишь частично и временно обнаруживают становление его способностей. Только в той мере, в какой ход возрастного развития позволяет судить о собственно индивидуальных особенностях формирующейся личности,- можно судить о способностях.
В работах по специальным способностям принято, в частности, разделение с одной стороны способностей на учебные, с другой способности, зрелые, творческие, художественные (В.И. Киреенко, Л.П. Сакулина), математические (В.А. Крутецкий). Разделение на учебные способности и собственно способности (развитые способности взрослого человека), по-видимому, применимо и по отношению к общим способностям, разумеется, с учетом относительности такого разделения. Это с новой стороны показывает, что не может быть просто поставлен знак равенства между обучаемостью (или, тем более, уровнем умственного развития) и способностями.
Возникающие в годы детства повышенные возможности развития в тех или иных направлениях - временны, преходящи. Однако нельзя упускать из виду, что быстрый темп развития отдельных детей может указывать и на вероятность формирования незаурядных способностей.
Через все стадии детства, отрочества и юности проходит каждый нормально развивающийся человек, и каждый несет в себе что-то от этих стадий. По-видимому, многие моменты общих способностей взрослого человека «порождены» детством, т. е. представляют собой сохранение в более позднем возрасте, на новом уровне развития, тех свойств, которые бывают связаны с определенным возрастным периодом.
Информация по теме:
Одаренность
Понятие одаренности не получило общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна, ведущего психолога в современной трактовке проблемы одаренности:
«Одаренность - это общая способно ...
Характеристика конфликтов в психологической литературе
Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт можно определить как «предельный случай обострения противоречия». Психологи также подчеркивают, ч ...
Развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Р.Е. Левина, изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени ...