Основные принципы рационально-эмотивной терапии

Психология » Теоретический анализ основ рационально-эмотивной терапии и особенностей её практического применения » Основные принципы рационально-эмотивной терапии

Страница 1

Основные идеи рационально-эмотивной терапии (РЭТ) были сформулированы Альберотм Эллисом в 1955 г. и продолжают развиваться. По данным Г. Кассинова, озвученным во время I съезда Российской Психотерапевтической Ассоциации[3], А. Эллис был признан одним из трех самых выдающихся и влиятельных психотерапевтов в Америке и Канаде.

Первоначально метод получил название рациональной терапии, т.к. был нацелен на коррекцию способа мышления пациентов. Затем он был переименован в метод рационально-эмоциональной терапии, чтобы «сфокусировать внимание психотерапевта на лечении эмоциональных нарушений, вызванных дезадаптивными процессами мышления»[4], а также для того, чтобы избежать путаницы с другими рациональными подходами и классической рационалистической философией, от которой, по мнению Паттерсона, А. Эллис хотел отмежеваться[5].

В 1993 г. А. Эллис вновь переименовал этот метод, назвав его рационально-эмоционально-поведенческой терапией (РЭПТ), чтобы подчеркнуть, что речь идет о полной и всеобъемлющей форме психотерапевтического вмешательства, использующей самые разные методы (когнитивные, эмоциональные и поведенческие) для решения как эмоциональных, так и поведенческих проблем.

Эллис утверждает, что концепции, составляющие его систему, не являются оригинальными. Хотя многие из них он открыл на собственном опыте, некоторые уже были ранее сформулированы древними и современными философами, психологами, психотерапевтами и социологами[6].

Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) основывается на ряде допущений о человеческой природе и происхождении человеческих несчастий, или эмоциональных нарушений. Вот некоторые из этих допущений:[7]

1. Люди сочетают в себе рациональное и иррациональное. Когда они мыслят и действуют рационально, более вероятно, что они будут эффективны, счастливы и компетентны.

2. Мысли и эмоции неразделимы. Эмоции сопровождают мышление, а мышление, как правило, предвзято, субъективно и иррационально. Эмоциональное или психологическое нарушение — невротическое поведение — является результатом иррационального и нелогичного мышления.

3. Люди по своей биологической природе предрасположены к иррациональному мышлению, строят в соответствии с этим окружающие условия и переживания. Индивиды с серьезными нарушениями (психотики) отличаются более выраженной склонностью к расстройствам мышления.

4. Мышление у людей происходит обычно с использованием символов или языка. Индивидов с выраженными эмоциональными нарушениями характеризует то, что они поддерживают свои нарушения и сохраняют нелогичное поведение за счет внутренней вербализации своих иррациональных идей и мыслей. Эллис утверждает, что фразы и предложения, которые люди часто себе повторяют, становятся их мыслями и эмоциями. По его словам, постоянная стимуляция служит причиной стойкости расстройств поведения и эмоций, а простое понимание корней нарушения в процессе психоанализа не является достаточным условием устранения нарушения.

5. Продолжительность состояний эмоциональных нарушений, которые являются результатом внутренней вербализации, определены, таким образом, не внешними событиями или обстоятельствами, а восприятием и установками в отношении этих событий, которые включены в интернализованные высказывания о них. Эллис обнаруживает истоки этой концепции у Эпиктета и приводит его высказывание: «Люди расстраиваются не столько из-за вещей, сколько из-за своих взглядов на них». Он также цитирует сходную фразу из «Гамлета»: «Нет ни хорошего, ни плохого, все делает таким или другим наш разум»[8].

6. Негативные и направленные во вред себе мысли и эмоции можно устранить путем перестройки восприятия и мышления, чтобы мышление стало логическим и рациональным, перестав быть нелогичным и иррациональным.

В РЭТ выделяется три основных психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), эмоции и поведение.

А. Эллис выделял два типа когниций: дескриптивные и оценочные.

Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире, это "чистая" информация о реальности. Оценочные когниции отражают отношение человека к этой реальности. Дескриптивные когниции обязательно соединены с оценочными связями разной степени жесткости.[9]

Эллис также разделяет когниции на холодные, тёплые и горячие. Горячие когниции влияют на более интенсивные чувства. Холодные когниции являются дескриптивными и предполагают наличие относительно слабого чувства или его отсутствие. Тёплые кокниции — это предпочтительные мысли или рациональные установки. Они включают в себя оценку холодных когниций, влияют на чувства, как слабые, так и сильные, и порождают такие чувства.[10]

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Возрастные особенности детских отношений
Семейные отношения рассматриваются как отношения между родителями (партнерские), родителями и детьми (детско-родительские) и детьми между собой (сиблинговые). Отношения в семье по содержанию являются межличностными, в основе которых лежит ...

Деятельность С.Г. Геллерштейна
Геллерштейн Соломон Григорьевич (1896-1967) — советский психолог, один из создателей психотехники в СССР. Его фундаментальные труды посвящены проблеме упражнения в простой и сложной, сенсомоторной реакции, его основным закономерностям. Им ...

Структура и уровни конфликта
Структура конфликта - совокупность устойчивых элементов конфликта, динамически взаимосвязанных и организующих конфликт в целостную систему и процесс. Имеет объективный и субъективный уровни, противопоставление которых неправомерно. На объ ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта