Начальный этап становления учения о душе в трудах античных философов

История психологии » Начальный этап становления учения о душе в трудах античных философов

Фалес Милетский (7–6 вв. до н.э.)

. Этого философа можно рассматривать как представителя гилозоистов, приписывавших всему миру (Космосу, Универсуму) способности ощущать, запоминать и действовать. Согласно его представлениям природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, называемым душой (4).

Пифагор Самосский (6 в. до н.э.).

Поскольку сам Пифагор является полулегендарной личностью, о которой не осталось достоверных сведений, правильней было бы говорить о воззрениях пифагорейской школы. Она была религиозно-мистическим союзом, проповедовавшим учение о вечном круговороте душ в духе анимизма. В соответствии с их воззрениями, душа прикреплена к телу в порядке наказания. Мироздание имеет не вещественную, а арифметически-геометрическую структуру. Во все сущем царит гармония, имеющая числовое выражение. Душа – это также гармония, гармония противоположностей тела (3).

Гераклит Эфесский (к. 6 – нач. 5 вв. до н.э.).

Как и Фалес, он развивал идеи гилозоизма. Рассматривая Универсум (Космос) как вечно изменяющийся живой «огонь», душу он понимал как его «искру». Гераклит утверждал наличие огненной стихии – Психеи – приобщающейся к космическому огню; тем самым душа человека оказывается причастной к Космосу. Внутренний мир человека, «микрокосм», согласно учению Гераклита, идентичен «макрокосму». Из этого следовал вывод о самопознании, как одном из способов познания мира в целом. Им впервые была высказана мысль о возможном развитии всего сущего, в том числе и души.

Особенно важно отметить введенное Гераклитом и сохранившееся в науке поныне понятие Логоса – Закона, как силы управляющей ходом вещей. Силу Логоса ученый противопоставлял и возвышал над произволом богов, вершащих свою волю в природе и жизни людей. Логос правит не только всем сущим, но и безостановочным течением тел и души. Этот тезис широко известен сейчас в виде формулы: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» (4).

Парменид из Элеи (6–5 вв. н.э.)

. Им впервые сформулировано разделение бытия и мышления. Бытие – неизменное и вечное – постигается умом. Изменчивость, преходящая текучесть всех вещей – воспринимается чувственно (4).

Информация по теме:

Аттитюды и реальное поведение
В течение длительного времени изучения аттитюдов не возникало сомнений в том, что знание аттитюда полезно потому, что позволяет прогнозировать поведение. Казалось само собой разумеющимся, что аттитюду соответствует определенное поведение. ...

Аттитюд: понятие, структура, функции
Традиция изучения социальных установок сложилась западной социальной психологии и социологии. Отличие этой традиции заключается в том, что с самого начала категориальный строй исследований, расставленные в них акценты были ориентированы н ...

Семья и ее функции с точки зрения социализации подростка
В данной работе мы подробно остановимся на самом главном факторе, который оказывает огромное влияние на образ жизни ребенка и его психическое развитие: родительский дом - отец, мать, другие взрослые (члены семьи или близкие родственники), ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта