Начальный этап становления учения о душе в трудах античных философов

История психологии » Начальный этап становления учения о душе в трудах античных философов

Фалес Милетский (7–6 вв. до н.э.)

. Этого философа можно рассматривать как представителя гилозоистов, приписывавших всему миру (Космосу, Универсуму) способности ощущать, запоминать и действовать. Согласно его представлениям природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, называемым душой (4).

Пифагор Самосский (6 в. до н.э.).

Поскольку сам Пифагор является полулегендарной личностью, о которой не осталось достоверных сведений, правильней было бы говорить о воззрениях пифагорейской школы. Она была религиозно-мистическим союзом, проповедовавшим учение о вечном круговороте душ в духе анимизма. В соответствии с их воззрениями, душа прикреплена к телу в порядке наказания. Мироздание имеет не вещественную, а арифметически-геометрическую структуру. Во все сущем царит гармония, имеющая числовое выражение. Душа – это также гармония, гармония противоположностей тела (3).

Гераклит Эфесский (к. 6 – нач. 5 вв. до н.э.).

Как и Фалес, он развивал идеи гилозоизма. Рассматривая Универсум (Космос) как вечно изменяющийся живой «огонь», душу он понимал как его «искру». Гераклит утверждал наличие огненной стихии – Психеи – приобщающейся к космическому огню; тем самым душа человека оказывается причастной к Космосу. Внутренний мир человека, «микрокосм», согласно учению Гераклита, идентичен «макрокосму». Из этого следовал вывод о самопознании, как одном из способов познания мира в целом. Им впервые была высказана мысль о возможном развитии всего сущего, в том числе и души.

Особенно важно отметить введенное Гераклитом и сохранившееся в науке поныне понятие Логоса – Закона, как силы управляющей ходом вещей. Силу Логоса ученый противопоставлял и возвышал над произволом богов, вершащих свою волю в природе и жизни людей. Логос правит не только всем сущим, но и безостановочным течением тел и души. Этот тезис широко известен сейчас в виде формулы: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» (4).

Парменид из Элеи (6–5 вв. н.э.)

. Им впервые сформулировано разделение бытия и мышления. Бытие – неизменное и вечное – постигается умом. Изменчивость, преходящая текучесть всех вещей – воспринимается чувственно (4).

Информация по теме:

Основные понятия психологической подготовки
Психологическая подготовка - один из аспектов использования научных достижений психологии, реализации ее средств и методов для повышения эффективности спортивной деятельности. В связи с этим психологическая подготовка теснейшим образом св ...

Феномен самооценки
Феномен самооценки представлен в психологической науке достаточно подробно. Различные аспекты изучения самооценки рассмотрены в работах Б.Г. Ананьева, М.И. Лисиной, Л.И. Божович, Е.С. Шороховой, И.С. Кона, Л.В. Бороздиной, В.В. Столина, А ...

Модели семейного влияния
Существуют две теоретических подхода, позволяющие прояснить характер причинной зависимости между стилем семейного руководства и детской агрессивностью. Олуэйз (Olweus, 1980) работал над проблемой причинности, используя статический метод, ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта