Особенности сиблинговых отношений и роль родителей в их формировании

Психология » Гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами » Особенности сиблинговых отношений и роль родителей в их формировании

Страница 3

Во-вторых, дети не менее чувствительны к вопросу об умственных способностях. В ситуации, когда ребенку все время ставят в пример его брата или сестру, непременно возникает ненависть к предъявляемому образцу для подражания. По наблюдениям многих психологов оказывается, что родители с трудом могут представить себе, какое сложное воздействие может произвести на ребенка подобная оценка. Даже в тех случаях, когда подобные высказывания не произносятся намеренно и срываются случайно, они несут для ребенка информацию, о том, как он оценивается в семье. Свидетельство такого отношения к нему не может оставить ребенка равнодушным, что усугубляет семейное взаимодействие в целом.

Также можно отметить, что на динамику отношений сиблингов влияет размер семьи. Несмотря на то, что родители, мечтающие и планирующие создать большую семью, стремятся обеспечить теплый и благоприятный климат для всех своих детей, они не могут целиком сдержать обид, враждебности и гнева.

В действительности, родители в больших семьях, в общем и целом, тяготеют к авторитарным методам воспитания, и именно эти методы старшие дети, в свою очередь, демонстрируют при обращении с младшими.

Таким образом, анализ литературы рассматриваемого направления позволяет выделить две точки зрения. Последователи одной из них пришли к выводу, что старшие дети более агрессивны, эгоистичны и тревожны и вероятность появления эмоционального нарушения у старшего ребенка несколько выше, чем у младшего. Наиболее важными, авторы выделяют здесь два факта. Одним из них является то, что при рождении первого ребенка родители еще недостаточно опытны и слишком тревожны, поэтому они с меньшей уверенностью и умением ухаживают за первенцем, чем за вторым ребенком. Второй факт говорит о том, что у старшего ребенка возникает проблема адаптации к появлению второго, а у младшего таких переживаний нет. Следствием этого авторы считают, что младший ребенок более спокойный и менее агрессивный.

Сторонники второй точки зрения, наоборот, считают, что старшие дети более ответственны, дружелюбны, больше мотивированы на достижение успеха и не агрессивны. Младшие же дети более зависимы от других и эгоистичны, чем первенцы. Свое поведение они всю жизнь строят на основе манипуляции другими для достижения каких-либо выгод, а также не обладают способностями к лидерству и чувствуют себя более удовлетворенно с позиции подчинения.

Обобщая вышесказанное, отмечаем, что каждый ребенок в семье развивается в несколько различающихся условиях: первый, придя в этот мир, встречается лишь с родителями, тогда как младший строит свое поведение, ориентируясь и на личность старшего брата или сестру.

При этом положение и первого и второго имеют свои сложности и преимущества. Кроме того, каждый ребенок активен и сам формирует свое отношение к происходящему, выбирает свой путь. Главное, чтобы дети нашли такие средства самоутверждения и способы получения родительского внимания, любви, которые были бы полезны для развития их личности и приспособления к более широкой социальной среде.

Родители же, при возникающих перед детьми сложностях, могут их тактично направить на правильный путь, при этом необходимо учитывать возрастные и гендерные особенности детей, терпимее относиться к их проблемам, ошибкам и индивидуальным проявлениям личности, поднимая их уверенность в себе, побуждая к поиску.

Общепризнанна значимость влияния семьи на личность, где семья характеризуется как социальная среда, включающая в себя: партнерские, детско-родительские, детские отношения, находящиеся в теснейшей связи.

Проблема детско-родительских отношений в психологии является одной из классических. Кроме факторов и стилей воспитания (А. Захаров, Ю. Гиппенрейтер, Г. Хоментаускас, А. Фромм. А. Болдуин и др.), выделяют родительские установки или позиции и соответствующие им типы поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека» (А. Спиваковская, А. Лидерс, С. Нартова-Бочавер, М. Руфо, А. Баркан и др.).

В современной науке проблема сиблинговых отношений также является актуальной и перспективной в семейной психологии. Само по себе наличие сиблинга в семье, является важным фактором, влияющим на психическое развитие ребенка. Как в отечественной, так и зарубежной психологии сиблинговые отношения, оказывающие влияние на жизнедеятельность ребенка раскрываются через следующие ролевые позиции: единственный ребенок, старший ребенок в семье, младший ребенок в семье.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Система методов изучения ценностно-ориентационного единства воинского коллектива
Для использования резервов повышения эффективности боевой совместной деятельности личного состава, скрытых в сплоченности как социально-психологическом явлении, официальным лицам необходимо не только знание и понимание ее природы и особен ...

Особенности формирования мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости
Развитие мышления аномальных детей подчинено тем же общим закономерностям, по которым развивается мышление нормальных детей, но дефект и его последствия создают своеобразие развития аномальных детей [3]. При нарушении умственного развити ...

Формирование первого впечатления о другом человеке
Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы, в соответствии с которыми протекает этот процесс [6]. Каждая “схема” за ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта