Особенности сиблинговых отношений и роль родителей в их формировании

Психология » Гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами » Особенности сиблинговых отношений и роль родителей в их формировании

Страница 4

Основными факторами, определяющие сиблинговые отношения в семье выступают: разница в возрасте между сиблингами, возрастные и гендерные особенности детей, что определяет уровень соперничества старших и младших сиблингов.

Отдельным фактором выделяют родительское поведение и отношение к сиблингам, что влияет на динамику взаимодействия последних, а именно:

· предпочтение какого-либо пола, например в отношениях «мать-ребенок». Так со старшими мальчиками, матери эмоционально ближе и более склонны разъяснять им нормы и правила поведения, а также в отношении мальчиков, в нашей культуре поощряется инициатива, храбрость и даже агрессивность. Тогда как от девочек традиционно ждут нежности, душевности, отзывчивости и чуткости в межличностных отношениях.

· применение дисциплинарных мер, не учитывая индивидуальность каждого из детей и непоследовательность в их применении, независимо от характера этих мер, что побуждает сибсов к соперничеству.

Соперничество старшего и младшего ребенка, являясь важной характеристикой сиблинговых отношений, характеризуется средством самоутверждения и способом получения родительского внимания и любви, что определяет психологические особенности детей.

С точки зрения отечественных и зарубежных психологов при анализе психологических особенностей сиблинговых отношений существует две точки зрения:

· старшие дети более агрессивны, эгоистичны, тревожны и вероятность появления эмоционального нарушения у старшего ребенка несколько выше чем у младшего, особенно при адаптации к появлению второго ребенка, тогда как отсутствие этой ситуации у младшего характеризует его более спокойным и менее агрессивным ребенком.

· старшие дети более ответственны, дружелюбны, больше мотивированы на достижение успеха и не агрессивны. Младшие же дети более зависимы от других и эгоистичны, чем первенцы. Свое поведение они всю жизнь строят на основе манипуляции другими для достижения каких-либо выгод, а также не обладают способностями к лидерству и чувствуют себя более удовлетворенно с позиции подчинения. При этом старший ребенок имеет некоторые преимущества перед младшим сибсом. Так как он некоторое время участвует в организации семейной жизни, затем первым приспосабливается к поведению родителей и, как правило, принимает роль «маленького помощника» извлекая при этом свои «выгоды».

Страницы: 1 2 3 4 

Информация по теме:

Признаки развития невроза у школьников
Невроз возникает не сразу, проходя в своем развитии условно выделяемые этапы. В своей работе с детьми специалист должен знать проявления начальных стадии эмоционально-психического нездоровья. К начальным проявлениям невроза традиционно от ...

Психологические особенности студенческого возраста
Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. По утверждению Б.Г. Ананьева, он является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека [23]. Высшее образование оказывает огромное влияние н ...

Психолого-педагогические проблемы социальной адаптации несовершеннолетних осужденных в МЛС
Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам. В связи ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта