Основными факторами, определяющие сиблинговые отношения в семье выступают: разница в возрасте между сиблингами, возрастные и гендерные особенности детей, что определяет уровень соперничества старших и младших сиблингов.
Отдельным фактором выделяют родительское поведение и отношение к сиблингам, что влияет на динамику взаимодействия последних, а именно:
· предпочтение какого-либо пола, например в отношениях «мать-ребенок». Так со старшими мальчиками, матери эмоционально ближе и более склонны разъяснять им нормы и правила поведения, а также в отношении мальчиков, в нашей культуре поощряется инициатива, храбрость и даже агрессивность. Тогда как от девочек традиционно ждут нежности, душевности, отзывчивости и чуткости в межличностных отношениях.
· применение дисциплинарных мер, не учитывая индивидуальность каждого из детей и непоследовательность в их применении, независимо от характера этих мер, что побуждает сибсов к соперничеству.
Соперничество старшего и младшего ребенка, являясь важной характеристикой сиблинговых отношений, характеризуется средством самоутверждения и способом получения родительского внимания и любви, что определяет психологические особенности детей.
С точки зрения отечественных и зарубежных психологов при анализе психологических особенностей сиблинговых отношений существует две точки зрения:
· старшие дети более агрессивны, эгоистичны, тревожны и вероятность появления эмоционального нарушения у старшего ребенка несколько выше чем у младшего, особенно при адаптации к появлению второго ребенка, тогда как отсутствие этой ситуации у младшего характеризует его более спокойным и менее агрессивным ребенком.
· старшие дети более ответственны, дружелюбны, больше мотивированы на достижение успеха и не агрессивны. Младшие же дети более зависимы от других и эгоистичны, чем первенцы. Свое поведение они всю жизнь строят на основе манипуляции другими для достижения каких-либо выгод, а также не обладают способностями к лидерству и чувствуют себя более удовлетворенно с позиции подчинения. При этом старший ребенок имеет некоторые преимущества перед младшим сибсом. Так как он некоторое время участвует в организации семейной жизни, затем первым приспосабливается к поведению родителей и, как правило, принимает роль «маленького помощника» извлекая при этом свои «выгоды».
Информация по теме:
Связь одаренности и способностей
В результате исторического развития человека дифференцируются специальные способности к различным видам деятельности и общая способность.
Общую способность часто обозначают термином "одаренность"; в зарубежной литературе ее обы ...
Типология отношений. «Сотрудничество»
В работах отечественных психологов попытка представить типологию отношений между взрослым и ребенком была сделана Артуром Владимировичем Петровским в работе «трехфакторная модель значимого другого».
А.В. Петровский считает, что в детско- ...
Направления исследования гендерных различий
В настоящее время не существует одной теории гендерных ролей как таковой. Гендерные роли, их характеристики, происхождение и развитие рассматриваются в рамках различных социологических, патологических и биосоциальных теорий.
Проблема ген ...