Особенности сиблинговых отношений и роль родителей в их формировании

Психология » Гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами » Особенности сиблинговых отношений и роль родителей в их формировании

Страница 4

Основными факторами, определяющие сиблинговые отношения в семье выступают: разница в возрасте между сиблингами, возрастные и гендерные особенности детей, что определяет уровень соперничества старших и младших сиблингов.

Отдельным фактором выделяют родительское поведение и отношение к сиблингам, что влияет на динамику взаимодействия последних, а именно:

· предпочтение какого-либо пола, например в отношениях «мать-ребенок». Так со старшими мальчиками, матери эмоционально ближе и более склонны разъяснять им нормы и правила поведения, а также в отношении мальчиков, в нашей культуре поощряется инициатива, храбрость и даже агрессивность. Тогда как от девочек традиционно ждут нежности, душевности, отзывчивости и чуткости в межличностных отношениях.

· применение дисциплинарных мер, не учитывая индивидуальность каждого из детей и непоследовательность в их применении, независимо от характера этих мер, что побуждает сибсов к соперничеству.

Соперничество старшего и младшего ребенка, являясь важной характеристикой сиблинговых отношений, характеризуется средством самоутверждения и способом получения родительского внимания и любви, что определяет психологические особенности детей.

С точки зрения отечественных и зарубежных психологов при анализе психологических особенностей сиблинговых отношений существует две точки зрения:

· старшие дети более агрессивны, эгоистичны, тревожны и вероятность появления эмоционального нарушения у старшего ребенка несколько выше чем у младшего, особенно при адаптации к появлению второго ребенка, тогда как отсутствие этой ситуации у младшего характеризует его более спокойным и менее агрессивным ребенком.

· старшие дети более ответственны, дружелюбны, больше мотивированы на достижение успеха и не агрессивны. Младшие же дети более зависимы от других и эгоистичны, чем первенцы. Свое поведение они всю жизнь строят на основе манипуляции другими для достижения каких-либо выгод, а также не обладают способностями к лидерству и чувствуют себя более удовлетворенно с позиции подчинения. При этом старший ребенок имеет некоторые преимущества перед младшим сибсом. Так как он некоторое время участвует в организации семейной жизни, затем первым приспосабливается к поведению родителей и, как правило, принимает роль «маленького помощника» извлекая при этом свои «выгоды».

Страницы: 1 2 3 4 

Информация по теме:

Возрастные особенности детских отношений
Семейные отношения рассматриваются как отношения между родителями (партнерские), родителями и детьми (детско-родительские) и детьми между собой (сиблинговые). Отношения в семье по содержанию являются межличностными, в основе которых лежит ...

Содержание Я-концепции
я Я-концепция состоит из многочисленных образов Я, которые служат более частными характеристиками. Существуют разные критерии для их классификации. По временной отнесенности можно выделить образы «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я в прошл ...

Особенности формирования мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости
Развитие мышления аномальных детей подчинено тем же общим закономерностям, по которым развивается мышление нормальных детей, но дефект и его последствия создают своеобразие развития аномальных детей [3]. При нарушении умственного развити ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта