Наличие сиблинга, как такового, уже само по себе является важным фактором, влияющим на психическое развитие ребенка.
Отношениям братьев и сестер в большей или меньшей степени свойственна конкуренция. Сиблинги могут бороться друг с другом за родительское внимание, любовь, за территорию, за обладание чем-либо. В их отношениях практически всегда присутствует соревновательность (кто лучше, сильнее, умнее, красивее?).
Семья переживает очередной кризис отношений, когда появляется еще один ребенок. В это время происходит перестройка эмоциональных связей не только у родителей, но и у старших детей, и формируются сиблинговые отношения, то есть эмоциональные отношения между детьми. И здесь может быть место и радости, и любви, и любопытству, и ревности, и соперничеству.
Соперничество среди братьев и сестер проявляется менее чем у половины всех первенцев. «Соперничать – бороться с кем-либо, добиваться той же цели, и быть равного достоинства и равных свойств» (Ожегов С.И. «Толковый словарь»).
По мнению Г. Хоментаускаса и В. Холта, «…соперничество – естественная реакция самоутверждения детей. Оно исчезает лишь в том случае, когда один ребенок приказывает, а прочие подчиняются» [24].
Соперничество, конкуренция старшего и младшего ребенка, явление настолько распространенное, что большинством психологами и психиатрами считается неизбежным.
Некоторые психологи считают оптимальной разницу между детьми в 4-5 лет. Данное явление объясняется таким образом: «Если второй ребенок младше первого на четыре и более лет, первенец для него представляется недостижимым идеалом, малыш даже представить себе не может, как можно стать сильнее его, знать, уметь больше, чем старший, и т.д [24]. Вследствие этого он и не стремиться прямо конкурировать со старшим» [26]. Но и в этом случае возможно возникновение детской ревности.
Однако, когда различие в возрасте один – два года, между детьми разыгрывается острая конкурентная борьба. Старший стремиться показать родителям, малышу и самому себе превосходство в одной из значимых для него сфер: в силе, опрятности, знаниях, творчестве и т.д Такие устремления первенца часто обуславливают чувство неполноценности второго ребенка и вместе с тем, определяют интенсивное стремление превзойти старшего. Соперничество младшего становится очевидным для первенца и тот еще больше старается показать свое превосходство. Почувствовав нарастающую конкуренцию со стороны младшего, старший устремляется к новым достижениям. Иначе говоря, начинается гонка с преследованием, так как оба участника хотят быть первыми и недосягаемыми. Но гонка изнуряет их – ведь она не имеет финиша [24].
Рассуждая о любви между родителями и детьми, А. Фромм отмечает особую связь с матерью. Ее любовь – это блаженство, покой и дом, это состояние удовлетворения и безопасности. Тогда как отец – это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в мир: мысли, вещей, приключений, закона и дисциплины.
А. Фромм определяет возрастные рамки появления способности любить – это 8-10 лет. Ребенок младше этого возраста доволен тем, что он любим. С указанной поры, ребенок переходит от желания быть любимым в сотворение любви посредством собственной активности (желание нарисовать рисунок маме, сделать что-нибудь отцу и т.д.).
Таким образом, появление младшего брата или сестры всегда является стрессом для ребенка. Первенец, после появления брата или сестры будет сомневаться, а по-прежнему ли любят его родители, будут ли они о нем заботиться, уделять внимание так же, как раньше [6].
Определенным образом первенец реагирует на появление «конкурента». Часто он действует по принципу регресса, то есть, как бы возвращается на более раннюю стадию развития. Продолжительное время он остается плаксивым, постоянно требует заботы, просит соску, начинает мочиться или даже хочет вернуться к кормлению грудью. Такими своеобразными действиями он хочет возвратить себе позицию малыша [26].
Но Г. Хоментаускас такое «ненормальное», с точки зрения родителей, поведение ребенка, интерпретирует, как часто простое проявление общей психологической особенности: например у детей дошкольного возраста – стремлением осмыслить происходящее вокруг, путем ролевой игры [24].
Родители часто заставляют детей соперничать в борьбе за их любовь и внимание. Можно сказать, что соперничество – это, по существу, попытка найти замену родительской любви [23]. Часто родительская любовь оказывается на первом месте в детской конкуренции. От ощущения победы или поражения, которое испытывают дети в подобном соревновании за львиную долю родительской любви, зависит направленность и интенсивность духа соперничества, которую они проявят затем в других сферах. К тому же одним из факторов является то, что соперничество обнаруживается преимущественно среди детей, родители которых непоследовательны в применении дисциплинарных мер, независимо от характера этих мер. Кроме того, поведение родителей может усиливать ощущение ребенком утраты своих позиций, побуждать к соперничеству и, взаимодействуя с индивидуальными особенностями ребенка, приводить к различной скорости и степени приспособления сиблингов [26].
Информация по теме:
Понятие и сущность обучения
Об обучении написано и сказано много: оно и "протекает", и "осуществляется", и "реализуется, оно и "передача" человеку определенных знаний, умений, навыков; оно и "целенаправленное взаимодействие пр ...
Первые достижения физиологии в связи с психологией
Наиболее значимое влияние физиология начала оказывать на психологию с проведением первых исследований процессов ощущения и восприятия, которые начались с изучения человеческих органов чувств — тех физиологических механизмов, с помощью кот ...
Социально-психологические характеристики обращений и
обращающихся на “ТД”
Тематика обращений на “ТД” очень разнообразна. Позвонивший на “ТД” может предъявить любую проблему, но во всем мире люди обращаются с одним и тем же. Проблемы не зависят ни от образования, ни от страны, ни от климата, ни от материального ...