Мотивация учебной деятельности младших школьников и младших подростков

Психология » Анализ агрессивности у детей при переходе из начальной школы в среднюю и её соотношение с мотивацией учебной деятельности » Мотивация учебной деятельности младших школьников и младших подростков

Страница 2

В основе второго подхода наряду с указанным ранее критерием выделяется и другой – характер личностного смысла (утилитарно-прагматический и/или ценностный), придаваемого учению, его продуктам. Какую роль играют усвоенные знания в духовном развитии личности, в выработке собственных убеждений, мировоззрения в целом? Если мотив имеет для личности утилитарно-прагматический смысл, т.е. реализует потребности во внешнем благополучии (материальном и/или социальном), то такие мотивы называются внешними. Если мотив имеет для личности ценностный смысл, т.е. с его помощью реализуется потребность во внутреннем благополучии, в гармонизации внутреннего мира, в оценке, коррекции, формировании системы личностных убеждений, установок, притязаний, самооценок, то такие мотивы обозначаются как внутренние. На этом основании к внутренним мотивам добавляется еще один – мотив самосовершенствования. Сторонниками данного подхода являются Л.Б. Ительсон, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, И.И. Вартанова, Д.Б. Эльконин и др.

Предложенные типологии совпадают далеко не во всем, однако у них есть некоторый общий содержательный аспект – в них выделяются мотивы, относящиеся к более высокому и к более элементарным уровням развития мотивации. Наиболее часто первые называют внутренними мотивами, а последние – внешними. При этом к внутренним мотивам учения относят обычно собственно познавательные интересы, непосредственную заинтересованность учащегося в реализации процесса и достижении результата учения (В.Э. Мильман, 1987). По его мнению, к наиболее выраженным типам внутренних мотивов учения принадлежат такие, как: творческое развитие в предмете учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Существенно, что в одной группе объединены мотивы и саморазвития, и познавательные, и социальные.

Положение о том, что внутренняя мотивация учения является наиболее естественной, ведущей к наилучшим результатам в процессе обучения, является аксиоматическим, не требующим специального доказательства. Доводы в пользу включения действия вместе с другими и для других в число внутренних мотивов приводятся в работах В.В. Давыдова, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман и других последователей теории развивающего обучения. В их исследованиях (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, 1992, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова, 1993) показана роль взаимоотношений между школьниками в учебной деятельности. Другие мотивы учения являются в большей степени внешне заданными, а значит, не вполне органичными самой природе учения.

Исследования психологов позволили выявить ряд существенных особенностей в динамике мотивации учебной деятельности. Так, по данным М.В. Матюхиной, существенных изменений в мотивации учения школьников от I к III классу без специального вмешательства не происходит. Вместе с тем обнаруживаются различия между классами одной возрастной группы. Это говорит о том, что возрастные различия перекрываются различиями, вызванными другими факторами, и прежде всего организацией и содержанием учебно-воспитательного процесса. По другим данным (Практическая психология образования, 2004) мотивация учебной деятельности претерпевает некоторые существенные изменения за время обучения детей в начальной школе. Так, некоторые широкие социальные мотивы учения насыщаются у детей уже к окончанию первого класса или даже за первое полугодие обучения в школе. Таким образом, некоторые внешние мотивы учебной деятельности оказываются удовлетворенными уже в течение первого учебного года, а значит, их побудительная роль снижается.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Психолого-педагогические особенности подростков из социально неблагополучных семей
В нашей работе мы описываем подростков группы риска. В настоящее время понятие "дети группы риска" употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска - это та категория детей, которая в силу определенных о ...

Особенности поведения человека в группе
Преступные группы, члены которых чувствуют психологическую и моральную поддержку друг друга, чаще всего совершают дерзкие ограбления, разбойные нападения, кражи, групповые изнасилования, учиняют циничные хулиганские действия. Преступные г ...

Понятие социализации
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются ещё два термина, которые порой пред ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта