Мотивация учебной деятельности младших школьников и младших подростков

Психология » Анализ агрессивности у детей при переходе из начальной школы в среднюю и её соотношение с мотивацией учебной деятельности » Мотивация учебной деятельности младших школьников и младших подростков

Страница 3

В то же время развитие внутренних мотивов учебной деятельности отстает от познавательного развития. На основе познавательной потребности может сформироваться новая ее форма – теоретический интерес к действительности, но лишь при особых условиях (например, развивающем обучении). Проведенное М.В. Матюхиной исследование позволило сделать вывод, что познавательный интерес (интерес к содержанию и процессу) и особенно интерес теоретического типа, у большинства детей даже к концу младшего школьного возраста находится на низком или средненизком уровне. Среди внутренних мотивов учебной деятельности «наиболее характерны для младших школьников мотивационные явления, связанные не с содержанием, а с процессом учебной деятельности. Большинство младших школьников проявляют высокий уровень стремления к умственной деятельности, что прежде всего выражается в объеме выбираемых интеллектуальных заданий. Но особенно ярко, по данным М.В. Матюхиной, это проявилось в индивидуальном эксперименте вне урока, где дети чувствовали себя более свободно, а задания носили занимательный характер. Отмечено, что к III классу рост этой активности замедляется. Самый высокий уровень активности младшие школьники проявили при выборе трудных заданий (стремление к выполнению трудных заданий)» (М.В. Матюхина, 1984). Но, по данным М.В. Матюхиной, такую активность чаще всего дети проявляют в индивидуальном эксперименте при выборе внеучебных задач и на уроке при выборе учебных задач без отметки. Внутренние мотивы познавательного характера (учебно-познавательные, теоретический интерес к действительности) развиваются приоритетно и становятся значимыми побудителями учебной деятельности при специально организованном учебном процессе – например, в рамках развивающего обучения по Д.Б. Эльконину – В.В. Давыдову. Особенности подросткового возраста, выявленные в исследованиях психологов, а также исследования подростковой агрессивности, позволяют утверждать, что переход от младшего школьного к подростковому возрасту сопровождается снижением учебной мотивации. Прежде всего, это снижение происходит за счет того, что внешние мотивы учебной деятельности исчерпывают свою побудительность, а внутренние не успели развиться в той мере, чтобы компенсировать падение мотивации, связанное с динамикой внешних мотивов. Соотношение этих изменений с изменениями агрессивности требует отдельного обсуждения.

Страницы: 1 2 3 

Информация по теме:

Возможности развития логического запоминания и успешности обучения у детей подросткового возраста
К среднему школьному возрасту ведущая деятельность перестает соответствовать задачам школьного обучения. Или наоборот - задачи школьного обучения перестают соответствовать ведущей деятельности подростков - межличностному общению. Это не о ...

Социальная ситуация развития и психологические особенности детей из детского дома
Особенности психологического развития несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей нашли свое отражение в работах таких исследователей как: Кравченко А.И., Дубровина И.В., Андреева А.Д., Павленок П.Д., Ушинский К.Д., Флейк ...

Факты и гипотезы о взаимосвязи самооценки и структурных особенностей личности
Черты личности и самооценка, как элемент самосознания, являются одними из важнейших личностных образований. Согласно структурно-динамической модели самооценки А.В. Захаровой «самооценка включена во множество связей и отношений с другими п ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта