Систематическое – это преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику.
Несистематическое – это нестрогое наблюдение без определённого плана.
Неполное – наблюдение, при котором внимание наблюдателя обращается на оптимальное (реже на минимальное) число параметров ситуации и поведения наблюдаемых.
Сплошное – постоянное наблюдение за объектом без перерыва.
Выборочное – наблюдение, проводимое в отдельные промежутки времени, выбираемые исследователем по своему усмотрению.
Констатирующее – наблюдение, при котором замечаемые явления и действия лишь фиксируются и не подлежат обсуждению или оцениванию исследователем в ходе наблюдения.
Оценивающее – наблюдение, сопровождаемое вынесением, наблюдателем оценки ситуации или фиксируемых явлений и фактов.
Стандартизированное – наблюдение, осуществляемое по заранее разработанной схеме, предписывающей форму фиксации и перечень подлежащих регистрации параметров.
Нестандартизированное – нерегламентированное наблюдение, при котором описание происходящего производится наблюдателем в свободной форме.
Открытое – наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования.
Скрытое – наблюдение, о котором испытуемым не сообщается, проводимое незаметно для них.
Включённое – наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает её как бы изнутри.
Невключённое - наблюдение со стороны, без взаимодействия наблюдателя с объектом изучения. Объективное, внешнее наблюдение.
Прямое (непосредственное) - наблюдение, проводимое непосредственно самим наблюдателем.
Косвенное (опосредованное) – наблюдение, проводимое через посредников. Получение данных от свидетелей и участников, интересующих наблюдателя событий.
Спровоцированное - наблюдение, в ходе которого исследователь провоцирует наблюдаемого на какие-либо действия и поступки.
Неспровоцированное – наблюдение, процедура которого не предусматривает специального провоцирующего влияния на ход наблюдаемых событий.
Информация по теме:
Гармоничные отношения с родителями и другими взрослыми людьми как один из
факторов нормального развития личности подростка
Хорошо известен тот факт, что ведущую роль в подростковом возрасте играют отношения со сверстниками. В этом проявляются глубинные потребности подростка в развертывании социально-нравственных связей. В общении с ровесниками у подростков фо ...
Тревожности и стрессоры пожилых людей
Особое место занимает проблема тревожных состояний у пожилых лиц. Возрастные изменения психической сферы характеризуются ухудшением образного мышления, снижением силы, уравновешенности, концентрации и подвижности основных нервных процессо ...
Стадии развития конфликта
Динамика конфликта представляет собой сложное социально - психологическое явление, которое отражается в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта. Течение конфликта подвержено изменению границ зоны разногласий, интенсивности, а такж ...