Характеристика метода наблюдения в психологии

Психология » Общий психологический практикум » Характеристика метода наблюдения в психологии

Страница 2

Систематическое – это преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику.

Несистематическое – это нестрогое наблюдение без определённого плана.

Неполное – наблюдение, при котором внимание наблюдателя обращается на оптимальное (реже на минимальное) число параметров ситуации и поведения наблюдаемых.

Сплошное – постоянное наблюдение за объектом без перерыва.

Выборочное – наблюдение, проводимое в отдельные промежутки времени, выбираемые исследователем по своему усмотрению.

Констатирующее – наблюдение, при котором замечаемые явления и действия лишь фиксируются и не подлежат обсуждению или оцениванию исследователем в ходе наблюдения.

Оценивающее – наблюдение, сопровождаемое вынесением, наблюдателем оценки ситуации или фиксируемых явлений и фактов.

Стандартизированное – наблюдение, осуществляемое по заранее разработанной схеме, предписывающей форму фиксации и перечень подлежащих регистрации параметров.

Нестандартизированное – нерегламентированное наблюдение, при котором описание происходящего производится наблюдателем в свободной форме.

Открытое – наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования.

Скрытое – наблюдение, о котором испытуемым не сообщается, проводимое незаметно для них.

Включённое – наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает её как бы изнутри.

Невключённое - наблюдение со стороны, без взаимодействия наблюдателя с объектом изучения. Объективное, внешнее наблюдение.

Прямое (непосредственное) - наблюдение, проводимое непосредственно самим наблюдателем.

Косвенное (опосредованное) – наблюдение, проводимое через посредников. Получение данных от свидетелей и участников, интересующих наблюдателя событий.

Спровоцированное - наблюдение, в ходе которого исследователь провоцирует наблюдаемого на какие-либо действия и поступки.

Неспровоцированное – наблюдение, процедура которого не предусматривает специального провоцирующего влияния на ход наблюдаемых событий.

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Понятие "школьной зрелости". Готовность к школе
В последнее время дошкольное обучение характеризует исключительно интеллектуалистический подход. Ребенка учат читать, писать, считать. Однако можно уметь все это делать, но не быть готовым к школьному обучению. Готовность определяется тем ...

Предназначение семьи. Формирование установки на вступление в брак и деторождение
Среди многих аспектов проблемы формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание молодежью роли семьи и брака в современном обществе, что, в свою очередь, ...

Выводы
1)Доказано влияние на агрессивность и состав поведения социальных факторов. Традиционные представления о связи маскулинности с агрессией претерпевают существенные изменения. Одним из следствий проявившегося «кризиса маскулинности» являетс ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта