Направления исследования гендерных различий

Психология » Влияние гендерных особенностей старшеклассников на проявление агрессивности и стили разрешения конфликтов » Направления исследования гендерных различий

Страница 1

В настоящее время не существует одной теории гендерных ролей как таковой. Гендерные роли, их характеристики, происхождение и развитие рассматриваются в рамках различных социологических, патологических и биосоциальных теорий.

Проблема гендерной идентификации в психологии открыта вместе с проблемой половой идентичности – осознанной принадлежности человека к определенному полу. Одной из первых таких теорий стал психоанализ, в рамках которого объяснение нашло биологический характер. «Анатомия – это судьба», по выражению Фрейда. Развитие личности понималось им как психосексуальное развитие прежде всего, а процесс идентификации объектов с помощью понятий «Эдипов комплекс» и «комплекс Электры» и уподобление отцу или матери соответственно.

Второй группой идентификации являются теории социального научения, восходящие к пределам бихевиоризма. В их основу положены основные его понятия, такие как, положительное и отрицательное подкрепление, модели родительского поведения. В основу теории половой типизации положено понятие подкрепления.

Исследования на уровне индивидуальных половых различий начинались в 60-70-х гг. Появилось понятие гендера как социально-культурного пола.

В 70-е годы на Западе складывается теория, так называемая психология пола, которая во главу угла уже ставит социальные факторы, поскольку ее представители считают, что основное значение и формирование гендера (как психологического и социального пола) имеют социальные ожидания общества.

Когнитивная сфера с точки зрения гендерных различий также является той областью психологии, которая привлекает к себе внимание исследователей. Хотя исследования познавательных способностей мужчин и женщин имеют длинную историю, эта тема не потеряла своей актуальности и сейчас. И в настоящее время она представляются гораздо более сложной, чем это было 30-40 лет назад. При ее изучении, прежде всего, задаются вопросом о том, существуют ли гендерные различия в познании, если да, то в каких областях, насколько ярко выражены, зависят ли от возраста, особенностей выборки.

Исследование гендерных различий когнитивных способностей обычно сконцентрированы вокруг двух основных проблем: факта существования гендерных различий и их причины. Основная масса исследований связана с поиском и описанием области, в которой существуют гендерные различия, и при разработке данного вопроса чаще всего обращаются к проблемам обучения памяти и мышления, делая предметом изучения индивидуальные и групповые различия. В качестве методов обычно применялись качественные методы, в частности, психометрические тесты. В 90-е годы была предложена модель изучения гендерных различий на основе специфики когнитивных процессов, которые осуществляются при решении задач у мужчин и женщин.

С.Бем был специально разработан опросник для определения уровня маскулинности и фемининности, понимаемых как независимые измерения личности.

В исследованиях, проведенных в ряде стран (Японии США и др.), изучались факторы «независимости» и «покорности» в гендерных ролях. Имеющиеся исследования по проблеме гендерных ролей позволяют сделать вывод о том, что на их формирование и развитие у человека оказывают влияние общество и культура, закрепленные в них представления о содержании и специфике гендерных полей. В ходе исторического развития общества содержание гендерных ролей подвергается изменениям.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Классификация детского аутизма
Аутичные дети значительно различаются по глубине дезадаптации, тяжести проблем, прогнозу возможного развития, поэтому, разработка адекватной классификации всегда являлась насущной проблемой В качестве критериев для классификации выдвигал ...

Сущность педагогической деятельности
Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова: 1. Мотивация; 2. Педагогические цели и задачи; 3. Предмет педагогической деятельности; 4. Педагогические средства и способы решения поставленных зад ...

Гениальность
Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта