Направления исследования гендерных различий

Психология » Влияние гендерных особенностей старшеклассников на проявление агрессивности и стили разрешения конфликтов » Направления исследования гендерных различий

Страница 1

В настоящее время не существует одной теории гендерных ролей как таковой. Гендерные роли, их характеристики, происхождение и развитие рассматриваются в рамках различных социологических, патологических и биосоциальных теорий.

Проблема гендерной идентификации в психологии открыта вместе с проблемой половой идентичности – осознанной принадлежности человека к определенному полу. Одной из первых таких теорий стал психоанализ, в рамках которого объяснение нашло биологический характер. «Анатомия – это судьба», по выражению Фрейда. Развитие личности понималось им как психосексуальное развитие прежде всего, а процесс идентификации объектов с помощью понятий «Эдипов комплекс» и «комплекс Электры» и уподобление отцу или матери соответственно.

Второй группой идентификации являются теории социального научения, восходящие к пределам бихевиоризма. В их основу положены основные его понятия, такие как, положительное и отрицательное подкрепление, модели родительского поведения. В основу теории половой типизации положено понятие подкрепления.

Исследования на уровне индивидуальных половых различий начинались в 60-70-х гг. Появилось понятие гендера как социально-культурного пола.

В 70-е годы на Западе складывается теория, так называемая психология пола, которая во главу угла уже ставит социальные факторы, поскольку ее представители считают, что основное значение и формирование гендера (как психологического и социального пола) имеют социальные ожидания общества.

Когнитивная сфера с точки зрения гендерных различий также является той областью психологии, которая привлекает к себе внимание исследователей. Хотя исследования познавательных способностей мужчин и женщин имеют длинную историю, эта тема не потеряла своей актуальности и сейчас. И в настоящее время она представляются гораздо более сложной, чем это было 30-40 лет назад. При ее изучении, прежде всего, задаются вопросом о том, существуют ли гендерные различия в познании, если да, то в каких областях, насколько ярко выражены, зависят ли от возраста, особенностей выборки.

Исследование гендерных различий когнитивных способностей обычно сконцентрированы вокруг двух основных проблем: факта существования гендерных различий и их причины. Основная масса исследований связана с поиском и описанием области, в которой существуют гендерные различия, и при разработке данного вопроса чаще всего обращаются к проблемам обучения памяти и мышления, делая предметом изучения индивидуальные и групповые различия. В качестве методов обычно применялись качественные методы, в частности, психометрические тесты. В 90-е годы была предложена модель изучения гендерных различий на основе специфики когнитивных процессов, которые осуществляются при решении задач у мужчин и женщин.

С.Бем был специально разработан опросник для определения уровня маскулинности и фемининности, понимаемых как независимые измерения личности.

В исследованиях, проведенных в ряде стран (Японии США и др.), изучались факторы «независимости» и «покорности» в гендерных ролях. Имеющиеся исследования по проблеме гендерных ролей позволяют сделать вывод о том, что на их формирование и развитие у человека оказывают влияние общество и культура, закрепленные в них представления о содержании и специфике гендерных полей. В ходе исторического развития общества содержание гендерных ролей подвергается изменениям.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Выводы
1)Доказано влияние на агрессивность и состав поведения социальных факторов. Традиционные представления о связи маскулинности с агрессией претерпевают существенные изменения. Одним из следствий проявившегося «кризиса маскулинности» являетс ...

Причины развития патологических форм страха
Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-ли ...

Мотивационный компонент в структуре ментальности личности
российский ментальность человек личность И в обыденной жизни, и в психологической литературе наряду с понятием мотивы мы часто говорим о наших желаниях, влечениях, намерениях, различных интересах личности, которые также побуждают человек ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта