Общий психологический практикум

Психология » Общий психологический практикум

Психологи прилагают все усилия для повышения стандартов и определения границ компетентности своей работы. Они занимаются только той деятельностью и используют только те методы, по которым они имеют документально подтверждаемую квалификацию и личный опыт. Психологи осознают тот факт, что компетентность, необходимая для обучения, обслуживания или изучения групп людей, часто во многом зависит от характеристик самих этих групп. В тех сферах деятельности, в которых еще не выработаны профессиональные стандарты и нормы, психологи проявляют повышенную ответственность и делают все возможное для защиты благополучия тех, с кем они работают. Они повышают свою квалификацию применительно к областям своей деятельности и вовремя распознают необходимость дополнительного обучения. Психологи с вниманием относятся к научным, профессиональным, техническим и административным материалам, стараясь найти им должное применение.

Порядочность.

Психологи стараются соблюдать порядочность в науке, обучении и практике психологии. В своей деятельности психологи честны, доброжелательны и уважительны к другим. В сообщениях о своей квалификации, работе, исследованиях и обучении психологи не должны делать ложных, ошибочных или неправдивых заявлений. Психологи должны хорошо осознавать свои личностные ценности, нужды, убеждения и те ограничения, которые все это может накладывать на их деятельность. Для большей эффективности своей работы психологи стараются прояснить свои профессиональные роли для других и вести себя в соответствии с этими ролями. Психологи стараются избегать неправильных и потенциально опасных двусмысленных отношений.

Профессиональная и научная ответственность.

Психологи поддерживают профессиональные стандарты работы, несут ответственность за свою профессиональную и научную деятельность, стараясь использовать свои методы, дифференцировано, в зависимости от нужд разных групп, с которыми имеют дело. Психологи кооперируются с другими профессионалами и социальными институтами для лучшего удовлетворения интересов пациентов, клиентов или других реципиентов их служб. Моральные стандарты и нормы психолога являются личным делом в той же степени, как и других людей, за исключением тех случаев, когда эти нормы могут скомпрометировать профессиональную ответственность или уменьшить общественное доверие психологии и психологам. Психологам не безразлична этическая сторона научных и профессиональных исканий их коллег. При необходимости психологи консультируются с коллегами, чтобы предотвратить или избежать неэтичных действий.

Уважение к правам человека.

Психологи относятся с должным уважением к основным правам, чести и достоинству всех людей. Они уважают права людей на внутренний мир, конфиденциальность, самоопределение и автономность, но отдают себе отчет в том, что их законные обязанности могут входить в противоречие с реализацией этих прав. Психологи осознают культурные, индивидуальные и ролевые различия, включая связанные с возрастом, полом, расой, национальностью, вероисповеданием, сексуальной ориентацией, болезнями, языком и социоэкономическим статусом. Психологи стараются уменьшить влияние этих факторов на свою работу и сознательно не участвуют в какой-либо дискриминационной практике.

Забота о благополучии других.

Психологи заботятся о благополучии тех, с кем они вступают во взаимодействие. В своих профессиональных действиях психологи учитывают благополучие и права своих пациентов, клиентов, студентов, супервизоров, участников исследований и других увлеченных лиц. В случаях, когда обязанности психологов вступают в противоречие с этическими нормами, психологи стараются разрешать эти конфликты, руководствуясь не причинением вреда. Психологи никогда не забывают о той власти над другими людьми, которую реально дает психология, или которая приписывается этой профессии, и они не пытаются воспользоваться этой властью в личных целях как в профессиональной деятельности, так и вне ее.

Социальная ответственность.

Психологи осознают свою профессиональную и научную ответственность перед обществом, в котором они работают и живут. Они стараются популяризовать психологические знания для повышения благосостояния общества. Психологи делают все возможное, чтобы уменьшить человеческие страдания. Проводя исследование, они заботятся, прежде всего, о благополучии людей и об углублении психологических знаний. Психологи стараются избегать неправильного использования результатов их работы. Психологи, в соответствии с законом, стараются развивать социальную политику в таком направлении, чтобы она служила интересам их пациентов, клиентов и общественности.

Среди общественных профессиональных организаций психологов ведущую позицию занимает Российское психологическое общество, объединяющее психологов Этический кодекс Российского психологического общества был принят в 2003 году на 3-м съезде РПО.[1]

Этический кодекс вводит понятия «заказчика» и «клиента» психологических услуг, описывает этические принципы и правила деятельности психолога.

В частности, понятие «клиент» объясняется как условное обозначение человека, который является объектом исследования, консультирования, специального обучения, тренинга, лечения, проходящего профотбор, аттестацию, или испытуемого, исследуемого в интересах науки о человеке.

В этическом кодексе Российского психологического общества представлены главные этические принципы и правила деятельности психолога:

ü принцип не нанесения ущерба Клиенту;

ü принцип компетентности психолога;

ü принцип беспристрастности Психолога;

ü принцип конфиденциальности деятельности психолога;

ü принцип осведомленного согласия.

Каждый из названных принципов в Этическом кодексе раскрывается и обосновывается определенными правилами. Данные принципы необходимо знать и ими руководствоваться в профессиональной деятельности.

1.Принцип не нанесения ущерба Клиенту требует от Психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили Клиенту вреда его здоровью, состоянию или социальному положению. Данный принцип предусматривает следующие правила.

Правило взаимоуважения психолога и Клиента.

Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией РФ. Работа с Клиентом допускается только после получения согласия Клиента в ней участвовать, после извещения его о цели работы с ним, о применяемых методах и способах использования полученной информации. В случае если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в эксперименте, такое решение должно быть принято его законными представителями.

Правило безопасности для Клиента применяемых методик.

Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния Клиента, не предоставляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам психологического исследования.

Правило предупреждения опасных действий Заказчика относительно Клиента.

Психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы исключить их применение вне тех задач, которые были согласованы между Психологом и Заказчиком, и которые могли бы ухудшить положение Клиента. Психолог информирует Клиента о характере передаваемой Заказчику информации и делает это только после получения согласия Клиента.

2. Принцип компетентности психолога. Согласно данному принципу Психолог может оказывать лишь те услуги, для которых он имеет необходимую квалификацию и образование. В своей работе он руководствуется научными и профессиональными стандартами и применяет апробированные и проверенные методики. Психолог должен придерживаться принципа научной добросовестности и проверять полученные результаты. Психолог может взяться за выполнение только такой работы, которая дает возможность соблюдения вышеперечисленных обязательств. Данный принцип раскрывается следующими правилами.

Правило сотрудничества Психолога и Заказчика.

Психолог обязан уведомить Заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных Заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей. Психолог должен сообщить Заказчику о принципах и правилах психологической деятельности и получить согласие Заказчика руководствоваться ими в процессе работы. Психологи не могут предлагать специальные процедуры, методики или другие средства, которыми они не владеют или эффективность которых подвергается профессиональному или научному сомнению.

Правило профессионального общения Психолога и Клиента.

Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с Психологом. Взаимоотношения психолога с клиентом или пациентом имеют особый характер в силу необходимости установления доверия между ними. Психолог вправе отказаться от принятия на себя профессиональных обязательств или прекратить их выполнение в случае прекращения доверительных отношений.

Правило обоснованности результатов исследования Психолога.

Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.

3. Принцип беспристрастности Психолога.

Принцип беспристрастности Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Недопустимо влияние положительного или отрицательного отношения Заказчика к Клиенту на формулирование выводов об Испытуемом. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться только на основании данных, полученным научными методами. Субъективное впечатление, которое производит Клиент, его социальное положение не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога. Данный принцип реализуется следующими правилами.

Правило адекватности методик, применяемых Психологом.

Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых.

Правило научности результатов исследования Психолога.

Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание и не зависящие от его научных пристрастий, общественных увлечений, личных симпатий к Клиентом определенного типа, социального положения, профессиональной деятельности. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и такой же квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

Правило взвешенности сведений, передаваемых Заказчику Психологом.

Психолог передает Заказчику Результаты исследования в терминах и понятиях, известных заказчик у, в форме конкретных рекомендаций, которые не позволяют и не располагают к их домысливанию, рассмотрению личности Клиента вне тех задач, которые были поставлены перед Психологом. Психолог руководствуется только интересами дела, и не передает Заказчику никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение и состояние Клиента, Заказчика, коллектива, в котором они сотрудничают.

4.Принцип конфиденциальности деятельности психолога означает, что материал, им полученный в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий. Результаты исследования должны быть, таким образом, оформлены, чтобы они не могли скомпрометировать ни Клиента, ни Заказчика, ни Психолога, ни психологическую науку. Психодиагностические данные, полученные относительно студентов при их обучении, должны рассматриваться как конфиденциальные, как и сведения о клиентах или пациентах. При демонстрации конкретных случаев следует заботиться о защите достоинства и благополучии Клиента, в отношении которого должны соблюдаться правила конфиденциальности. Данный принцип раскрывается следующими правилами.

Правило кодирования сведений психологического характера.

Психолог обязан на всех материалах психологического характера, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества Испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из произвольного набора цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество Клиента, и соответствующий ему код, известный только Психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается Заказчику по акту, если это необходимо по условиям работы.

Правило контролируемого хранения сведений психологического характера.

Психолог должен предварительно согласовать с Заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим Клиента, место и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения.

Правило корректного использования Результатов исследования.

Психолог несет ответственность за предвидимые научные и социальные последствия своей работы, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие или непосредственно затронутые исследованием, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях. Психолог должен достичь соглашения с Заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения Клиенту результатов его исследования, которые могут его травмировать. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных Психологом.

5.Принцип осведомленного согласия требует, чтобы Психолог, Заказчик и Клиент были извещены об Этических Принципах и правилах психологической деятельности, целях, средствах и предполагаемых результатах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие.[2]

Информация по теме:

Теоретические исследования в сфере психокоррекции агрессивного поведения у умственно отсталых детей подросткового возраста
Коррекционная работа по профилактике агрессивного поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, инди ...

Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте
Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). Подростничество делится на две фазы: негативную (собственно критическую) – младший подростковый возраст ( ...

Коррекция импульсивного поведения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством серии релаксационных упражнений
дошкольный задержка психологический импульсивный В психолого-педагогической литературе описаны разные подходы к организации коррекционной работы с импульсивными детьми. Выбор методов коррекции во многом зависит от причин импульсивного по ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта