Характеристика метода наблюдения в психологии

Психология » Общий психологический практикум » Характеристика метода наблюдения в психологии

Страница 1

Наблюдением обычно называют целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие, обусловленное задачей наблюдателя и не требующее от него "вмешательства" путем создания специальных условий в "жизнь" наблюдаемого процесса, явления. От бесцельного пассивного "глазения", которое тоже никак не изменяет условий существования рассматриваемого явления, наблюдение отличается, прежде всего тем, что подчинено определенной цели, совершается по заранее разработанному плану, оснащено предметными средствами для осуществления самого процесса наблюдения и фиксации его результатов.Наблюдение - активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах наблюдения или проверять исходные предположения, связанные с ними. Именно потому, что наблюдение обеспечивает познание путем прямого контакта при помощи органов чувств с объектом изучения, оно стало исторически первым научным методом.[8] Общие требования к организации наблюдения.

Наблюдение следует начинать с выбора объекта наблюдения и ситуации, в которой будет проводиться наблюдение за деятельностью, определение единиц наблюдения, определение языка и формы описания наблюдения.

Запись наблюдения должна быть фактологической, включать описание всей ситуации (предметной и социальной). Запись производиться в категоризованной или свободной форме и заносится в сплошной протокол или в дневник наблюдения. [9]

В сплошной протокол записываются факты в виде собственного описания, где фиксируется, что происходило и каким образом. Протокол ведётся во время наблюдения, возможна и стенографическая фиксация.

Дневник наблюдения обычно используется при многоразовых, многодневных наблюдениях. Иногда дневник ведётся месяцы, годы в тетради с пронумерованными листами и большими полями для комментариев. Обязательно учитывается дата, время, место и ситуация наблюдения, социальное и предметное окружение. Для точной передачи наблюдаемых фактов необходимо соблюдать однозначность в терминологии на протяжении всего периода наблюдения.

Требования, предъявляемые к наблюдению как к научному методу:

1. целенаправленность,

2. избирательность,

3. плановость,

4. системность,

5. организованность,

6. фиксируемость,

7. адекватность,

8. полнота.

Виды ситуаций наблюдения:

1. естественные или искусственные,

2. управляемые или неуправляемые,

3. спонтанные или организованные,

4. стандартные или необычные,

5. нормальные или экстремальные,

6. игровые, учебные, производственные, военные, противоправные.

7. Непосредственные – опосредованные,

8. Вербальные – неречевые,

9. Кратковременные – длительные.[10]

Целенаправленное научное наблюдение применяется в следующих основных случаях:

1) ориентировка в проблеме (получение материала, способствующего прояснению проблемы, уточнению вопросов, формулировке гипотез); 2) основной сбор данных об объекте и предмете исследования, когда другие методы неприемлемы или их применение затруднено; 3) дополнение, уточнение или контроль результатов, полученных другими методами; 4) иллюстрация предложенных теорий, гипотез, догадок.

Достоинство наблюдения как исследовательского метода состоит в том, что сбор информации, как правило, не влияет на ход событий и не препятствует естественности психических проявлений наблюдаемых.

К недостаткам метода можно отнести:

1) пассивную роль наблюдателя, ожидающего интересующие его события, хотя вероятность их появления не всегда высока;

2) трудность формализации данных, что усложняет их количественный анализ;

3) трудность точного установления причин наблюдаемых явлений из-за невозможности учета всех воздействующих факторов;

4) непроизвольную пристрастность наблюдателя, обусловленную некоторыми закономерностями социальной перцепции типа «эффекта ореола», каузальной атрибуции», «контрастных представлений», эффектов «первичности» и «новизны», явлений идентификации, эмпатии, референтности и т.д.

Виды метода наблюдения.

Объективное - наблюдение со стороны, наблюдение внешних по отношению к наблюдателю объектов.

Самонаблюдение (интроспекция) — наблюдение субъекта за самим собой, за актами собственного сознания и поведения.

Полевое (естественное) - наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности.

Лабораторное (экспериментальное) - наблюдение в искусственно создаваемых условиях.

Индивидуальное - наблюдение, осуществляемое одним наблюдателем.

Коллективное - наблюдение, осуществляемое совместно несколькими наблюдателями.

Случайное - не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств.

Преднамеренное – заранее запланированное наблюдение, входящее в замысел исследователя и преследующее определённые цели.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Сплоченность и совместимость в группе
Проблема групповой сплоченности является одной из проблем формирования малой группы, и опирается на понимание группы прежде всего как некоторой системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу. Несмотря на наличие разных вари ...

Темперамент и свойства человека
Трудно точно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических трениров ...

Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте
Анализ онтогенеза конфликтного поведения показывает, что подростковый возраст является наиболее напряженным с точки зрения возникновения межличностных конфликтов. Повышенная конфликтность подростков во многом определяется особенностями и ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта