Способность

Психология » Индивидуальные различия в способностях людей » Способность

Страница 1

«Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки».[[1]]

Здесь необходимо остановиться и определить, что такое задатки. Под задатками понимаются «наследственные свойства периферического и центрального нервного аппарата, являются существенными предпосылками способностей человека, но они лишь обусловливают их, а не предопределяют».[[2]]

Задатки можно охарактеризовать следующим образом: они многозначны, т.е. на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности; задатки, развиваясь, приобретают новые качества. При отсутствии некоторых задатков для развития способностей происходит процесс компенсации, т.е. развитие других задатков. В качестве примера можно рассмотреть музыкальные способности. Здесь задаток – абсолютный слух, он компенсируется за счет памяти музыкальных интервалов. И таким примеров можно приводит большое количество. Отметим, что природа «берет» задатки из генов родителей и «тасует», как заядлый картёжник карты в колоде, вариации всегда получаются разные. Таким образом, все нет абсолютно одинаковых задатков.

При рассмотрении способностей и задатков возникает вопрос: как не упустить шанс и развивать свои способности в соответствие с задатками?

Для каждой матери собственные дети - обязательно, особенные. И это правда! Ведь каждый их них получил уникальный набор задатков.

У любого ребёнка есть особые задатки, те, которые содержат качества «выше среднего». Это может быть что угодно: чуткий слух, восприимчивая к перегрузкам или очень возбудимая нервная система, зрение, улавливающее сотни оттенков одного цвета, лёгкие кости и эластичные мышцы, легкие большего объёма, чуткая кожа (тактильные анализаторы) или особое строение руки – длинные фаланги пальцев. Вот только задатки, они не видны и неизвестны сразу после рождения. Поэтому порой кажется, что их, как бы, нет. Но они есть.

Особые задатки не станут особыми способностями и не превратятся в таланты просто так. Представьте себе семечко – это и есть задатки. Чтобы из него выросла «плодоносящая яблоня» – требуется множество условий. Кстати, из него ведь может вырасти и корявая «дичка», может и, вообще, ничего не вырасти.

Задатки раскрываются не равномерно. Некоторые начинают «работать» с самого рождения, другие «включаются» после того, как организм вырастет, и сформируются физиологические условия. Так, пластика мышц, точная координация движений проявляется быстро и заметна в 1-2 года, а вот чистый и звонкий голос проявится, только когда «созреет» артикуляционный аппарат и произвольность пения, то есть годам к 4-6. Чтобы не упустить шанс, данный природой, к ребёнку надо внимательно присмотреться и выделить его склонности. Склонности – промежуточное звено между особыми задатками и особыми способностями. Склонность – это то, что можно наблюдать, своеобразный симптом наличия определённого задатка.

Кроме этого, необходимо вспомнить, что более всего нравиться чаду, чем он готов заниматься часами, к чему тянется, что ему удаётся. Он бегает, прыгает, лазает на столы и стулья и пытается там балансировать? Он слушает музыку и делает попытки её воспроизводить? Он рисует везде и всюду, даже тем, чем и рисовать то, в принципе, нельзя? Это происходит регулярно? У него получается? Вполне вероятно, что задатки в этой области у него – особенные. Поэтому их непременно нужно развивать. Создавать условия для того или иного вида деятельности: купить спортивный уголок, CD-проигрыватель с набором музыки разных жанров, краски, кисть и мольберт, а как позднее, обязательно отвести его спортивную секцию, музыкальную или художественную школу. До 4-6 лет «выращивать» из задатков способности может и непрофессионал – мама. Потом требуется профессиональная поддержка таланта.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Эмоциональные проблемы в речевой коммуникации
Развитие понятия «общение» в трудах ведущих ученых прошлого определило существование основных проблем речевого поведения личности. Изучению социальной и индивидуально-личностной природы высказывания посвящено много исследований современны ...

Педагогические ошибки и их последствия
Первая область педагогических ошибок связана с интеллектуальным развитием, воспитанием и образованием. Интеллектуальные, информационные перегрузки; недоучет личностных смыслов, персональных интеллектуальных интересов и потребностей одарен ...

Различия женского и мужского полоролевого поведения
Для того, чтобы обнаружить гендерную специфику девиантного повеления, необходимо определить нормативность и отличительные параметры женского и мужского полоролевого поведения, которые оцениваются на основании различий темпераментальных ос ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта