Как говорилось ранее, основной подход соционики выражается в формировании моделей информационного метаболизма и выделение 16 различных психотипов.
Прежде всего, рассмотрим, что же понимается под психотипом в соционике.
Соционический тип (социотип, тип информационного метаболизма, ТИМ, психотип) человека - это тип психики, который определяется степенью осознанности информации, получаемой человеком о разных аспектах мира. ТИМом человека определяются способы обработки, получения и усваивания информации, сильные и слабые стороны при взаимодействии с окружающим миром. Всего выделяют 16 типов информационного метаболизма, путем разделения по четырем дихотомиям, выделенным Юнгом: интроверсия - экстраверсия, интуиция - сенсорика, логика-этика, иррациональность – рациональность. Люди с разными соционическими типами обладают своими сильными и слабыми сторонами, особенностями мышления и поведения, различными взглядами на жизнь и ценностями. Понятно, что характер человека во многом складывается под влиянием воспитания, окружающей среды и многих других факторов, однако влияние социотипа явно очень сильно, так как у людей одного типа легко можно выделить схожие черты в характере и поведение. В соционической теории утверждается, что социотип человека неизменен в течение всей жизни, одна информационное наполнение разных функций со временем может и изменяться.
Прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению социотипов, необходимо рассмотреть аспекты, образующие их. Как было отмечено ранее, информационный метаболизм – это процесс использования получаемой информации, использование информации определенным образом – функции психики, а части информации, используемые этими функциями – информационные аспекты. Аушра Аугустинавичюте в своих исследованиях немного изменила терминологию. В частности, она использовала вместо признаков «мышление» и «чувство» термины «логика» и «этика», а для обозначения признака «ощущение» - «сенсорика».
В первую очередь, она разделяет все признаки на «рациональные» – «иррациональные». «Рациональные» аспекты делятся на «этические» и «логические», «иррациональные» соответственно на «сенсорные» и «интуитивные». Аспекты «интроверсия» и «экстраверсия» обозначаются как дополнительные, показывающие акцентированность функций психики на внутренних («интроверсия») и внешних («экстраверсия») составляющих аспектах базовых дихотомий.
Для графического обозначения Аугустина Вичюте ввела следующие символы:
1. Логика – квадрат
2. этика - квадрат с отсутствующим верхне-левым углом
3. сенсорика - круг
4. интуиция - треугольник.
Кроме того, экстравертные аспекты обозначаются чёрным цветом, а интровертные аспекты обозначаются белым.
Кратко опишем основные аспекты:
1. Чёрная логика или деловая логика - принципы работы различных механизмов и технологий, высокий уровень эффективности и целосообразности. Следствие наличия данного аспекта – хорошие огранизаторские способности.
2. Белая или структурная логика – причинно-следственные связи между объектами, хорошее понимание различных схем. Как следствие, отличное понимание формальных правил, а также стремление к систематизации деятельности.
3. Черная этика или этика эмоций – отличное понимание эмоционального состояния человека, оценка событий в эмоционально-объективном ключе. Следствием является возможность управлять эмоциональным фоном, влиять на эмоции других людей.
Информация по теме:
Гештальт-психологическая теория интеллекта
Одна из первых попыток построения объяснительной модели интеллекта была представлена в гештальт-психологии, в рамках которой природа интеллекта трактовалась в контексте проблемы организации феноменального поля сознания. Предпосылки такого ...
Обоснование научно-методологического подхода
Г. В. Залевский (2004) утверждает, что при неврозах интенсивностные характеристики психической ригидности – ее степень выраженности и глубина проникновения во все сферы личности – значительно возрастают. Но наряду с количественным ростом ...
Социально-психологические характеристики обращений и
обращающихся на “ТД”
Тематика обращений на “ТД” очень разнообразна. Позвонивший на “ТД” может предъявить любую проблему, но во всем мире люди обращаются с одним и тем же. Проблемы не зависят ни от образования, ни от страны, ни от климата, ни от материального ...