Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

Психология » Профилактика нарциссического поведения » Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

Страница 6

Значение самооценки для подростков очень велико, ибо чем старше школьник тем больше он ориентируется не на мнение окружающих, а на свое собственное. По мере взросления такой подход становится основой его поведения. Самооценка подростков проявляется в их самохарактеристиках.

Каждая самохарактеристика – это уникальный человеческий документ. В ней, как в зеркале, можно проследить восприятие человеком своих положительных и отрицательных качеств. На основе того, как характеризует себя человек, мы можем судить о многих сторонах его личности.

Анализ самохарактеристик убеждает в том, что самооценка подростков во многом определяется уровнем интеллектуального развития. Человек с широким кругозором и умственной пытливостью склонен проявлять любознательность не только к научно-техническим, художественно-творческим или другим «предметным» знаниям, но и к человеку, его психологии и поведению, к познанию законов формирования человеческих отношений. Завышенная самооценка подростков может быть следствием неразвитых оценочных способностей, незнания своих действительных возможностей. Такие подростки ориентируются в основном на мнение одноклассников, требования которых к своим товарищам обычно ниже того, что требуют от них взрослые и учителя.

Для подростков, у которых слишком завышена самооценка типично постоянное преувеличение своих способностей, успехов, подчеркивание своей талантливости, что постоянно демонстрируется перед другими людьми. Они нуждаются в комплиментах, частых подтверждениях своей исключительности, превосходства в знаниях. В случаях, когда ими не восхищаются, или высказывают критические замечания, такие подростки игнорируют остальных учащихся, обвиняя их в глупости, недостаточной образованности. Они часто утверждают, что своей высокой одаренностью они вызывают зависть или непонимание и только избранные люди могут их понять и оценить. Но у них, как ни странно, отсутствует чувство большой радости, настоящего удовольствия и удовлетворения при достижении реального успеха.

Нарциссическое поведение у подростков сопровождается сильно выраженным чувством зависти к любому человеку, занимающимся тем же видом деятельности, в данном случае это касается, в первую очередь, учебы, спорта и т.д.

Нарциссическое восприятие мира характеризуется тем, что другие люди воспринимаются не как самостоятельно существующие центры собственной активности, а как часть самой нарциссической личности. Такое восприятие свойственно человеку в раннем детстве (первые месяцы жизни), когда окружающая действительность, родители не воспринимаются еще как самостоятельно существующие (первичный нарциссизм). В дальнейшем наступает постепенное раздвоение субъекта и объекта и «симбиотическая» фаза развития заканчивается. Мать обычно дольше всего воспринимается нарциссически, как «часть себя». [34]

Для развития ребенка характерно, что возникновение понимания своей «отдельности» сопровождается защитной реакцией, которая заключается в формировании грандиозного образа самого себя (сэлф), и идеализацией образа родителей. Если все происходит нормально, грандиозный сэлф корригируется самопроверкой, самооценкой. Большое значение здесь имеют межличностные отношения, развитие эмпатии, способность к юмористическому отношению к самому себе. Швейцарский психолог А.Миллер в качестве признаков «здорового нарциссизма» у детей выделяет: успешное отделение субъекта от объекта, возможность двойственной – положительной и отрицательной – оценки; любовь к другим оказывается возможной, когда ребенок любим матерью как самостоятельное существо; стремление ребенка к автономии, которое не рассматривается отрицательно родителями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Информация по теме:

Рисование страхов
Рисование – это творческий акт, позволяющий детям ощущать радость свершений, свою способность действовать, быть самими собой, выражать свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как и игра, это не только отражение в ...

Структурализм
На рубеже XIX и XX вв. структурализм был самой распространенной и значительной психологической школой в США. Основатель этой школы Э. Титченер (1867-1927). Титченер называл свою теорию структурализмом, поскольку считал, что предметом пси ...

Из истории добрачного психологического консультирования
Только в самом широком смысле этого термина можно рассматривать добрачное консультирование в качестве «консультирования». Из функций консультирования в нем остаются обсуждение проблем и образовательное вмешательство, имеющее главной целью ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта