Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

Психология » Профилактика нарциссического поведения » Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

Страница 7

В случаях неправильного воспитания, когда ребенок не развивает к матери чувства доверия, грандиозный сэлф продолжает существовать в качестве защиты, что может сохраняться и в подростковом, а в дальнейшем и зрелом возрасте, приводя к формированию нарциссического поведения, которое может оказаться деструктивным для гармоничного развития личности.

Согласно Кернбергу (1975), имеются специфические условия, которые способствуют развитию нарциссического поведения. К ним относятся:

1. нарциссическая эксплуатация ребенка со стороны матери;

2. объективные необычно высокие качества ребенка.

Рассмотрим более подробно эти два фактора.

1. Матери будущих лиц с нарциссическим поведением проявляют часто агрессивность к детям, они недостаточно чутки к ним, характеризуются эмоциональной холодностью, как бы отталкивают детей от себя. Эти особенности отношения к детям не случайны, а связаны с нарциссизмом самих матерей. Нарциссизм матери приводит к возникновению напряжения у ребенка: у него отсутствует чувство «нужности», чувство, что его любят.

Нарциссические матери, согласно Кернбергу, «нарциссически эксплуатируют детей», что выражается в требованиях быть «идеальными», «особыми», демонстрировать свои способности знакомым, удовлетворяя этим собственные потребности в самоутверждении. Последствием такого поведения является воспитание у ребенка чувства «исключительности», которое затем становится ядром будущего грандиозного сэлф.

2. Нарциссические личности в детском возрасте очень часто действительно одаренные, талантливые или обращают на себя внимание физическими данными, например, красотой. Эти положительные качества находятся в центре внимания родителей, они постоянно подчеркиваются перед окружающими. У ребенка воспитывается, таким образом, также чувство исключительности, необычного таланта, превосходства перед сверстниками, т.е. формируется грандиозный сэлф.

В наших наблюдениях лиц с нарциссическим поведением мы, как правило, устанавливали воспитание «на лидерство» или престижное воспитание. Детям внушали их отличие от других, заключающееся в определенном (объективно имеющемся) таланте, например, в области творчества: рисование, поэзия, музыкальные способности. Часто повторялись фразы, которые дети запоминали на всю жизнь: «Ты не имеешь права дружить с другими детьми, ты этим загубишь свой талант»; «Все эти развлечения, игры для обычных детей, они ничего в жизни не добьются, а у тебя особый дар, и ты не должен (должна) его потерять»; «В нашей семье по мужской (женской) линии все были известными людьми, а ты так похож (похожа) на своего талантливого деда!».

Различные трудные ситуации, с которыми приходится встречаться ребенку, приводят к тому, что реальное представление о себе (реальный сэлф) задерживается в развитии или регрессирует, фрагментируется; вместо реального сэлф возникает комплекс грандиозности, представление о себе в рамках необычных возможностей, красоты, силы (идеальный сэлф), что является компенсацией, защитной реакцией на свои недостатки, неспособность справляться с трудностями. Кроме того, возникает представление об идеальных родителях – всемогущих, всезнающих, всепонимающих, необычайно талантливых и т.д. Из этих трех структур – регрессированного недоразвитого реального сэлф, идеального сэлф и идеального образа родителей – формируется нарциссический грандиозный сэлф. [49]

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Информация по теме:

Страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения
Поскольку страх - это эмоциональная реакция на воспринимаемую угрозу, он обеспечивает защитный механизм выживания, предупреждая человека об опасности.[5;101] Слабые или умеренные реакции страха считаются нормальными и адаптивными, побужда ...

Мотивация достижения
Мотивация достижения — это особенный вид мотивации человека. Мотивация есть объяснительный конструкт, используемый для объяснения причин поведения людей (того, почему они ведут себя так, а не иначе), его направленности и механизмов осуще ...

Тренинг социальных умений
Одна из главных причин того, что многие люди постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них просто не хватает базовых социальных умений. Например, они не знают, как ответить на провокацию других, чтобы погасит пламя гн ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта