В случаях неправильного воспитания, когда ребенок не развивает к матери чувства доверия, грандиозный сэлф продолжает существовать в качестве защиты, что может сохраняться и в подростковом, а в дальнейшем и зрелом возрасте, приводя к формированию нарциссического поведения, которое может оказаться деструктивным для гармоничного развития личности.
Согласно Кернбергу (1975), имеются специфические условия, которые способствуют развитию нарциссического поведения. К ним относятся:
1. нарциссическая эксплуатация ребенка со стороны матери;
2. объективные необычно высокие качества ребенка.
Рассмотрим более подробно эти два фактора.
1. Матери будущих лиц с нарциссическим поведением проявляют часто агрессивность к детям, они недостаточно чутки к ним, характеризуются эмоциональной холодностью, как бы отталкивают детей от себя. Эти особенности отношения к детям не случайны, а связаны с нарциссизмом самих матерей. Нарциссизм матери приводит к возникновению напряжения у ребенка: у него отсутствует чувство «нужности», чувство, что его любят.
Нарциссические матери, согласно Кернбергу, «нарциссически эксплуатируют детей», что выражается в требованиях быть «идеальными», «особыми», демонстрировать свои способности знакомым, удовлетворяя этим собственные потребности в самоутверждении. Последствием такого поведения является воспитание у ребенка чувства «исключительности», которое затем становится ядром будущего грандиозного сэлф.
2. Нарциссические личности в детском возрасте очень часто действительно одаренные, талантливые или обращают на себя внимание физическими данными, например, красотой. Эти положительные качества находятся в центре внимания родителей, они постоянно подчеркиваются перед окружающими. У ребенка воспитывается, таким образом, также чувство исключительности, необычного таланта, превосходства перед сверстниками, т.е. формируется грандиозный сэлф.
В наших наблюдениях лиц с нарциссическим поведением мы, как правило, устанавливали воспитание «на лидерство» или престижное воспитание. Детям внушали их отличие от других, заключающееся в определенном (объективно имеющемся) таланте, например, в области творчества: рисование, поэзия, музыкальные способности. Часто повторялись фразы, которые дети запоминали на всю жизнь: «Ты не имеешь права дружить с другими детьми, ты этим загубишь свой талант»; «Все эти развлечения, игры для обычных детей, они ничего в жизни не добьются, а у тебя особый дар, и ты не должен (должна) его потерять»; «В нашей семье по мужской (женской) линии все были известными людьми, а ты так похож (похожа) на своего талантливого деда!».
Различные трудные ситуации, с которыми приходится встречаться ребенку, приводят к тому, что реальное представление о себе (реальный сэлф) задерживается в развитии или регрессирует, фрагментируется; вместо реального сэлф возникает комплекс грандиозности, представление о себе в рамках необычных возможностей, красоты, силы (идеальный сэлф), что является компенсацией, защитной реакцией на свои недостатки, неспособность справляться с трудностями. Кроме того, возникает представление об идеальных родителях – всемогущих, всезнающих, всепонимающих, необычайно талантливых и т.д. Из этих трех структур – регрессированного недоразвитого реального сэлф, идеального сэлф и идеального образа родителей – формируется нарциссический грандиозный сэлф. [49]
Информация по теме:
Страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения
Поскольку страх - это эмоциональная реакция на воспринимаемую угрозу, он обеспечивает защитный механизм выживания, предупреждая человека об опасности.[5;101] Слабые или умеренные реакции страха считаются нормальными и адаптивными, побужда ...
Мотивация достижения
Мотивация достижения — это особенный вид мотивации человека.
Мотивация есть объяснительный конструкт, используемый для объяснения причин поведения людей (того, почему они ведут себя так, а не иначе), его направленности и механизмов осуще ...
Тренинг социальных умений
Одна из главных причин того, что многие люди постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них просто не хватает базовых социальных умений. Например, они не знают, как ответить на провокацию других, чтобы погасит пламя гн ...