Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

Психология » Профилактика нарциссического поведения » Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

Страница 7

В случаях неправильного воспитания, когда ребенок не развивает к матери чувства доверия, грандиозный сэлф продолжает существовать в качестве защиты, что может сохраняться и в подростковом, а в дальнейшем и зрелом возрасте, приводя к формированию нарциссического поведения, которое может оказаться деструктивным для гармоничного развития личности.

Согласно Кернбергу (1975), имеются специфические условия, которые способствуют развитию нарциссического поведения. К ним относятся:

1. нарциссическая эксплуатация ребенка со стороны матери;

2. объективные необычно высокие качества ребенка.

Рассмотрим более подробно эти два фактора.

1. Матери будущих лиц с нарциссическим поведением проявляют часто агрессивность к детям, они недостаточно чутки к ним, характеризуются эмоциональной холодностью, как бы отталкивают детей от себя. Эти особенности отношения к детям не случайны, а связаны с нарциссизмом самих матерей. Нарциссизм матери приводит к возникновению напряжения у ребенка: у него отсутствует чувство «нужности», чувство, что его любят.

Нарциссические матери, согласно Кернбергу, «нарциссически эксплуатируют детей», что выражается в требованиях быть «идеальными», «особыми», демонстрировать свои способности знакомым, удовлетворяя этим собственные потребности в самоутверждении. Последствием такого поведения является воспитание у ребенка чувства «исключительности», которое затем становится ядром будущего грандиозного сэлф.

2. Нарциссические личности в детском возрасте очень часто действительно одаренные, талантливые или обращают на себя внимание физическими данными, например, красотой. Эти положительные качества находятся в центре внимания родителей, они постоянно подчеркиваются перед окружающими. У ребенка воспитывается, таким образом, также чувство исключительности, необычного таланта, превосходства перед сверстниками, т.е. формируется грандиозный сэлф.

В наших наблюдениях лиц с нарциссическим поведением мы, как правило, устанавливали воспитание «на лидерство» или престижное воспитание. Детям внушали их отличие от других, заключающееся в определенном (объективно имеющемся) таланте, например, в области творчества: рисование, поэзия, музыкальные способности. Часто повторялись фразы, которые дети запоминали на всю жизнь: «Ты не имеешь права дружить с другими детьми, ты этим загубишь свой талант»; «Все эти развлечения, игры для обычных детей, они ничего в жизни не добьются, а у тебя особый дар, и ты не должен (должна) его потерять»; «В нашей семье по мужской (женской) линии все были известными людьми, а ты так похож (похожа) на своего талантливого деда!».

Различные трудные ситуации, с которыми приходится встречаться ребенку, приводят к тому, что реальное представление о себе (реальный сэлф) задерживается в развитии или регрессирует, фрагментируется; вместо реального сэлф возникает комплекс грандиозности, представление о себе в рамках необычных возможностей, красоты, силы (идеальный сэлф), что является компенсацией, защитной реакцией на свои недостатки, неспособность справляться с трудностями. Кроме того, возникает представление об идеальных родителях – всемогущих, всезнающих, всепонимающих, необычайно талантливых и т.д. Из этих трех структур – регрессированного недоразвитого реального сэлф, идеального сэлф и идеального образа родителей – формируется нарциссический грандиозный сэлф. [49]

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Информация по теме:

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта