Проведенный анализ результатов отечественных (Т.А. Алексеенко, И.Ф. Дементьева, И.К. Дубровина, М.Ю. Кондратьев, A.M. Прихожан, А.Г. Рузская, М.Н. Толстых и др.), а также зарубежных исследований (И. Джоунс, X. Вулли и др.) показывает, что ситуация социального сиротства накладывает существенный отпечаток на жизнь ребенка. Дети-сироты, как правило, изначально находятся в социально - депривационной ситуации развития. Вследствие формирования мнимой идентичности и социальной дезадаптированности детей-сирот развивается своеобразная «интернатская ментальность», характерными признаками которой являются негативный опыт общения с взрослыми и сверстниками; дефицит позитивных моделей поведения; скупые представления о своих скрытых способностях и возможностях; сниженный уровень учебно-познавательной мотивации; высокий уровень дезадаптированности и агрессивности таких детей и др.
Продолжающаяся тенденция количественного роста детей-сирот в России в начале XXI века обусловила увеличение количества детских домов и учреждений интернатного типа для таких детей. Вместе с тем, за рубежом наблюдается отказ от интернатной системы воспитания и реализация семейных форм воспитания, таких как: патронатные семьи, приемные семьи, детские деревни, фостеровская (замещающая) семья, временная приемная семья [36].
Тем не менее, пока интернатные учреждения в России остаются основным воспитательным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и подготовку детей-сирот к жизни в обществе. В настоящее время каждый пятый ребенок в стране, оставшийся без попечения родителей, проживает в интернатном учреждении.
Усилия сотрудников интернатных учреждений направлены на развитие полноценной личности воспитанника, но результаты этой работы, как правило, не соответствуют ожиданиям, затраченным силам и средствам. Свидетельством этого является неспособность многих воспитанников детских домов и интернатных учреждений к адекватной самостоятельной жизнедеятельности в обществе и слабой адаптации в нем. Так, из общего количества выпускников интернатных учреждений 40% попадает в криминальные структуры, почти 40% страдают наркоманией и алкогольной зависимостью, около 10% заканчивают жизнь самоубийством, и лишь 10% как-то выживают [9].
Дети, из детских домов, в силу сложившихся обстоятельств, составляют группу социального риска, где особую тревогу вызывает прогрессирующая жестокость, агрессивность детей-сирот из детских домов. При этом в основе агрессивности таких детей-сирот лежат следующие причины: агрессивность на почве бездеятельности; потребительское отношение к жизни и окружающим людям, когда все им обязаны, а они - никому; их особый «интернатный» статус «быть таким, как все»; предвзятая позиция к таким детям со стороны общества, воспитывающих взрослых и «домашних» сверстников и др.
Именно эти дети в условиях современной ситуации в обществе оказались наиболее подвержены воздействиям асоциальной субкультуры. Рост спонтанной, на первый взгляд, немотивированной жестокости таких детей сегодня возводится в ранг государственной проблемы. Выйдя за рамки детского дома, она превращается в личную драму конкретного подростка и грозит перерасти в национальную трагедию, которая зачастую выливается в такие тяжкие правонарушения и преступления, как бандитизм, рэкет, насилие, что двадцать лет назад не было характерно для таких детей.
Современное решение проблемы профилактики агрессивности детей-сирот является междисциплинарной областью научного исследования, предметом внимания целого ряда наук. Проблемы профилактики и преодоления различных отклонений в психическом развитии и поведении детей-сирот нашли свое отражение в современных психолого-педагогических исследованиях (B.C. Басюк, А. Березников, Е.И. Казакова, И.Э. Кондакова, Е.Е. Копченова, Н.Н. Павлова, А.А. Реан, А.А. Романов, Е.А. Стребелева, Т.М. Титаева и др.).
Информация по теме:
Некоторые другие ветви прикладной психологии
Психология взаимодействия с окружающей средой существует в качестве самостоятельного подразделения прикладной психологии в зарубежных научных школах более 30 лет. Главным стимулом к ее возникновению стало осознание серьезных экологических ...
Мотивация вступления в брак
Для того чтобы говорить о мотивах вступления в брак, разберемся с термином - мотивация. Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. [17, с.90]
Мотивация межличностных выборов (мотивационное я ...
Различные определения Я-концепции, понимание Я-концепции разными авторами
Понятие Я-концепция входит во многие учебники по социальной психологии как одна из обязательных тем. Не смотря на это, авторы учебников дают этому понятию разные определения. Они рассматривают Я-концепцию как совокупность некоторых когнит ...