Характер личности и его типология

Психология » Характер личности и его типология » Характер личности и его типология

Страница 2

Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (необычность, непредсказуемость поведения или др.), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с таким же поведением. В данном случае следует говорить о типическом в чертах характера. Тип характера — это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. Действительно, характер не является врожденным — он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека — это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Так, люди одной национальности находятся в сложившихся на протяжении многих поколений условиях жизни, испытывают на себе специфические особенности национального быта; развиваются под влиянием сложившейся национальной структуры, языка. Поэтому люди одной национальности по образу жизни, привычкам, характеру отличаются от представителей другой национальности. Типические национальные черты нередко фиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. У большинства людей есть сформировавшийся образ представителя той или иной страны: американца, шотландца, итальянца, китайца и др. Своеобразно преломляясь, в национальных особенностях проявляются типические черты, присущие людям разного возраста — дошкольникам, подросткам, пожилым людям и др. Нетрудно описать типичный характер представителя той или иной профессии — учителя, врача, военного. В то же время каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты. Так, в литературе существует много образов скупцов, т.е. людей, в сознании которых резко выражена страсть к накопительству (Плюшкин, Гобсек, Скупой рыцарь и др.), но каждый из них — индивидуальность.

Несмотря на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью. Под влиянием воспитания, жизненных обстоятельств, требований общества тип характера изменяется и развивается. Достаточно проследить динамику развития характера человека, посвятившего себя педагогической специальности. Последовательно проходя этапы профессионального роста (учащийся педкласса, абитуриент педагогического университета, студент на педагогической практике, учитель — молодой специалист, опытный педагог и, возможно, завуч или директор школы), в каждый новый период он теряет какие-то черты характера и приобретает новые, свойственные следующей возрастной или профессиональной группе.

В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации характеров. Основания для типизации вводятся с тем, чтобы разделить людей на группы по преобладающим качествам. Так, сходные характеры могут наблюдаться у людей, имеющих доминирующие волевые или эмоциональные качества. Соответственно делят характеры на типы:

волевой (активный, целеустремленный, деятельный);

эмоциональный (действующий под влиянием порыва, переживаний);

рассудочный (оценивающий все с точки зрения разумности).

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Причины стресса
Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзам ...

Функции и значение Я-концепции
Можно выделить две основные функции Я-концепции. 1. Я-концепция выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида (Роджерс). Образы, составляющие Я-концепцию служат регуляторами поведения человека и взаимо ...

Завершающий этап развития учений о душе в античный период
Объективные обстоятельства существования человека в эпоху античных империй благоприятствовали распространению чувства неуверенности в будущем, социальной незащищенности и т.п. Ослабевала вера в могущество человеческого разума. На этом фон ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта