Эти факты свидетельствуют в пользу концепции, согласно которой левополушарная специализация по речи существует уже при рождении и не подвергается никаким последующим изменениям (Kinsbourne, 1975). По мнению автора этой концепции, специализация левого полушария относительно речевой функции имеет место задолго до того, как начинает формироваться речь и ребенок усваивает язык. Она существует в виде заранее запрограммированной способности нервного субстрата левого полушария обслуживать речевую функцию и проявляется большей активацией этого полушария при речевой стимуляции.
Работой, преимущественно левого полушария мозга обусловлено вербально-логическое мышление, посредством которого человек, опираясь на язык, может выйти за пределы непосредственного чувственного восприятия внешнего мира, отражать сложные связи и отношения, формировать понятия, решать сложные теоретические задачи. Этот вид мышления является основным средством познавательной деятельности и реализуется при решении многих задач связанных с языком. Одним из таких видов деятельности является работа с литературным текстом. Анализ работы субъекта с текстом показал, что этот вид интеллектуальной деятельности может явиться моделью при исследовании вербально-логического мышления и закономерностей его нарушения.
Исследования этого вида интеллектуальной деятельности больных с локальными поражениями мозга, сопровождающимися нарушением речи, афазией (поражение теменно-затылочных отделов левого полушария мозга - семантическая афазия) и протекающими без афазии (поражение лобных отделов мозга выявляет дифференцированное нарушение вербально-логического мышления в части его механизмов и структуры и зависимость этого нарушения от тожеки поражения мозга. Так при поражении левой теменно-затылочной области происходит грубый распад симультанных (пространственных) синтезов, проявляющейся как в непосредственном наглядном поведении, так и в символической сфере. В результате такого нарушения как логико-грамматические, так и числовые операции становятся недоступными, и эти дефекты полностью препятствуют нормальному протеканию решения сложных задач, т.е. нормальному протеканию вербально - логического мышления.
Общий смысл задач нередко остается у этих больных относительно сохранным; как правило они никогда не теряют конечного вопроса задачи и активно пытаются найти путь к ее решению. Однако то, что понимание сложных логико-грамматических структур оказывается для них недоступным, а сколько-нибудь сложные арифметические операции - невозможными ставит перед ними непреодолимые препятствия.
При поражении премоторных отделов левого полушария нарушается фактор временной, динамической организации интеллектуальной деятельности, вследствие чего появляются интеллектуальные персервации, штампы, стереотипы, распадается автоматизированность речевых «умственных действий». Кроме того, нарушается и избирательности семантических связей как следствие нейродинамических нарушений следовой деятельности («уравнивания следов»). При поражении прифронтальных отделов лобных долей мозга, особенно при массивных «лобных» синдромах на фоне общей аспонтанности, адинамии страдает фактор программирования и контроля за любой, в том числе и интеллектуальной деятельностью (независимо от ее содержания) при сохранности отдельных частных «умственных действий». Особенно ярко проявляются эти нарушения именно в вербально-логической интеллектуальной деятельности. В целом можно сказать, что нарушения вербально-логического мышления связаны в первую очередь с распадом самой структуры интеллектуальной деятельности.
Преимущественно левым полушарием мозга обеспечивается и произвольная регуляция высших психических функций и поведения в целом. Как показали наблюдения и специальные исследования, произвольная речевая регуляция высших психических функций связана преимущественно с работой левой лобной доли. Этот факт установлен по отношению к двигательным функциям, произвольному запоминанию, интеллектуальной деятельности.
Ведущая роль левого полушария и прежде всего третьего блока (т.е. лобных отделов) в произвольной регуляции психических функций была продемонстрирована и целым рядом нейропсихологических исследований последних лет, показавших преимущественное отношение левого полушария к произвольной регуляции мнестических процессов (Симерницкая, 1982; Корсакова, Минадзе, 1982; Короткова, 1987 и др.), интеллектуальной деятельности (Шуаре, 1986, Ениколопова, 1992), зрительного восприятия (Тимофеева, Владмиров, 1985 и др.). Так, в исследовании Е.В. Ениколоповой (1992) показано, что у больных с поражением левой лобной доли наблюдается более выраженное снижение регуляторных показателей интеллектуальной деятельности, чем у больных с поражением правой лобной доли и поражением других отделов мозга.
Информация по теме:
Физиологическая основа пищевого поведения
Пищевое поведение определено функционированием структур гипоталамуса. Гипоталамус – это внешний подкорковый центр вегетативной нервной системы. Эта подбугорная область промежуточного мозга долгое время является важным объектом различных н ...
Причины конфликтов
У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.
Распреде ...
Детская одаренность
Подтверждением того, что проявление детской одаренности обусловлено в большинстве своем именно возрастными, возникающими в определенную пору жизни, особенностями, можно считать стремительный подъем способностей у ребенка, приближение его ...