Результаты множества исследований функциональной роли левого полушария показывают, что работой преимущественно левого полушария (у правшей) обусловлены прежде всего такие функции, как речь, словесно-логическое абстрактное мышление, а также произвольная регуляция психической деятельности.
Уже более 100 лет известен тот факт, что поражения левого полушария мозга у взрослых приводят к возникновению речевых расстройств. Результаты психометрических исследований также свидетельствовали о неравнозначности правого и левого полушария в обеспечении речевых функций на самых ранних этапах онтогенетического развития. Так, по данным Б. Вудза и Г. Тойбера (1973), больные с ранними поражениями левого полушария имеют более низкие показатели в вербальных тестах по сравнению с правосторонними поражениями.
Кроме того, ранние поражения левого полушария нередко приводят к задержкам речевого развития (Bishop, 1967). В исследованиях К.А. Семеновой и Т.Г. Шамарина (1976) из 150 больных перинатальными поражениями левого полушария задержка речевого развития наблюдалась в 23%, а из 73 больных с поражениями правого полушария - только в 5,9% случаев.
Особенно отчетливо причастность левого полушария к осуществлению речевых функций выступает при мозговых поражениях, проявившихся уже после того, как речь начала нормально развиваться (Basser, 1962; Annet, 1973 и др.). В этих случаях нарушения речи возникают преимущественно при левосторонних локализациях очага. В исследованиях Л. Бассера (1962) исключения из этого правила, составил только один больной, который был левшой. По данным психометрических исследований, в детском возрасте показатели выполнения вербальных заданий при правосторонней двигательной недостаточности являются более низкими, чем при левосторонней (Bishop, 1967; Rankin, Aram, Horwitz ,1981). Нарушения воспроизведения вербальных стимулов достоверно коррелируют и с левополушарными изменениями на ЭЭГ (Feclio Nirsky,1969).
Связь речевых функций со структурами левого полушария особенно отчетливо проявляется на материале очаговых поражений мозга. По данным Дж. Макфи (1961), только дети с поражением левого полушария показывают снижение по вербальной шкале Векслера. Он установил, что в тех случаях, когда поражение мозга развивается после первого года жизни, паттерны нарушении психических функций отражают возрастающее приближение к мозговой организации взрослых.
О ранней полушарной специализации по речи свидетельствуют не только факты большей причастности речевых расстройств и задержек речевого развития к поражениям левого, чем правого полушария, но и результаты исследований речевых функций, развивающихся под контролем правого полушария мозга. Вопреки сложившемуся мнению о том, что речевые функции в этих случаях развиваются абсолютно нормально (основанному, по мнению С. Вителсон (1977), на слишком грубой оценке), исследования последних лет убедительно показали, что правое полушарие не может столь успешно, как левое, опосредовать все аспекты речевой деятельности. У детей перенесших удаление левого полушария, обнаруживались трудности понимания речи, которые особенно отчетливо выступали при повторении стилистически измененных предложений, при повторении стилистически измененных предложений, при сравнении взаимоотношений слов внутри предложения и др. (Dennis, Whitaker 1976), т.е. имела место определенная неполноценность речевых функций, развивающихся под контролем правого полушария.
С клиническими фактами, свидетельствующими в пользу раннего проявления функциональной неравнозначности правого и левого полушария в обеспечении речевых процессов, хорошо согласуются и результаты исследования, проведенных на здоровых детях.
По данным электроэнцефалографических исследований, доминирование левого полушария при решении вербальных задач имеет место в возрасте 5–7 лет (Тараканов, 1980). При воспроизведении словесной информации «эффект правого уха», свидетельствующей о доминантности левого полушария по речи, в условиях монаурального восприятия обнаруживается в возрасте 6 – 7 лет (Коновалов, 1982), а при дихотическом прослушивании – с 4 лет (Kimura, 1963). По данным других авторов (Hiscook Kinsbourne 1976, Айрапетянц, 1982) функциональная асимметрия полушарии отчетливо выступает уже в возрасте 3 лет. Исследования, проведенные на детях первого года жизни, позволили обнаружить признаки функциональной неравнозначности полушарий головного мозга к воздействию речевых стимулов на еще более ранних стадиях развития. Было обнаружено, что уже в возрасте 6 месяцев предъявление речевых стимулов приводит к избирательной депрессии биоэлектрической активности частотой 4 Гц, являющейся гомологичной альфа-ритму у взрослых, в левом полушарии мозга (Gareliner A. Walter, 1977).
По данным Т.П. Хризман (1978), преимущественно левого полушария в восприятии знакомых слов (в частности имени ребенка) имеет место, начиная с 5 месячного возраста, а в работе А. Энтус (1977), адаптировавшей тест на дихотическое прослушивание к исследованию младенцев, преимущество правого уха для речевых стимулов было получено в возрасте от 4 до 6 недель. Более того, аналогичная асимметрия была обнаружена Д. Молфис с соавторами (1975) на младенцах недельного возраста, у которых поздние компоненты усредненных вызванных потенциалов в ответ на вербальные стимулы (слоги, слова) были выше в левом, чем в правом полушарии мозга. Данные о раннем проявлении функциональной неравнозначности полушарий в речевых процессах хорошо согласуются с результатами нейроморфологических исследований, свидетельствующих о том, что асимметричная представленность района planum temporale (за извилиной Гемля), который, как известно, принимает непосредственное участие в переработке речевой информации, отчетливо выступает не только у взрослых, но и у детей. Исследуя межполушарные различия детского мозга, Дж. Вада с сотрудниками обнаружили асимметрию в районе planum temporale у новорожденных в 90% случае, а между лобно-оперкулярными зонами - даже у 29 - недельного плода (Wada Clark a Hamm, 1975).
Информация по теме:
Психометрические теории интеллекта
Эти теории утверждают, что индивидуальные различия в человеческом познании и умственных способностях могут быть адекватно вычислены специальными тестами. Приверженцы психометрической теории полагают, что люди рождаются с неодинаковым инте ...
Понятие самооценки и ее виды
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения. Самооценка является важным ...
Понятие адаптации
Понятие адаптации (приспособления) играет важную роль в разных отраслях современной науки, в том числе, в психологии. Вместе с тем, отношение к нему со стороны многих советских психологов отличается своеобразием. В прикладных областях (в ...