Родительские представления о воспитании детей

Психология » Взаимосвязь типа ценностей родителей и особенностей воспитания детей » Родительские представления о воспитании детей

Страница 3

Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит “стена” эмоциональной холодности и враждебности.

Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль “главы семьи”. Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими детьми или престарелыми.

Помимо этого выделяются также следующие отклонения в стиле родительского воспитания: предпочтение женских качеств (ПЖК), предпочтение мужских качеств (ПМК), предпочтение детских качеств (ПДК), расширение сферы родительских чувств (РРЧ), страх утраты ребенка (ФУ), неразвитость родительских чувств (НРЧ), проекция собственных нежелательных качеств (ПНК), внесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК).

А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения [29]:

1. Принимающе – авторитарный – субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях.

2. Отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации – эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.

3. Симбиотический – стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни.

4. Симбиотическо – авторитарный – гиперпротекция и тотальный контроль поведения психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации.

Параметры измерения родительского отношения: “Принятие – отвержение”, “Кооперация” (социальная желательность), “Симбиоз”, “Авторитарная гиперсоциализация”, “Маленький неудачник” (инфантилизация – инвалидизация).

Как видно из примеров, приведенных выше, единой основы классификаций типов семейного воспитания нет. Иногда за основу брались эмоциональные компоненты воспитания, иногда способы воздействия на ребенка, иногда родительские позиции и т.п. Поэтому, хотя разными исследователями предлагаются различные классификации, Т.В. Архиреева считает, что их можно соотнести между собой в силу того, что отдельные виды воспитания, носящие разные названия, имеют много сходного (Архиреева Т.В., 1990) [1].

На наш взгляд, в данной таблице приведены классификации типов семейного воспитания по персоналиям. Однако не выделены критерии, по которым их можно было бы сопоставлять.

Рассмотрев понятия «тип семейного воспитания», «стиль родительского отношения», «родительская установка», мы увидели, что они являются схожими. В нашей работе мы используем понятие «родительские представления о воспитании», которое также подобно рассмотренным нами терминам. Представления

(из психологии) - наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта (ощущений и восприятий), путем его воспроизведения в памяти или воображении. Представление о воспитании

содержат в себе понимание средства воспитания, образ того, что я буду делать, чтобы воспитывать ребенка, чтобы взаимодействовать с ним.

В качестве основных представлений о воспитании мы используем следующие показатели (Архиреева Т.В.) [2]:

Показатель оптимального эмоционального контакта включает следующие родительские представления:

1. Вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться)

2. Равенство родителей и ребенка

3. Поощрение активности ребенка

4. Товарищеские отношения между родителями и детьми

Этот показатель отражает принятие ребенка, признание его равноправия, побуждение к активности. То есть эти представления о воспитании носят демократический, принимающий характер.

Показатель излишней эмоциональной дистанции от ребенка включает следующие родительские представления о воспитании:

1. Строгость родителей

2. Раздражительность

3. Избегание общения с ребенком

Данный показатель носит авторитарный, отвергающий характер. Через эти представления отражается отвержение, неприятие ребенка.

Показатель излишней концентрации на ребенке включает следующие родительские представления о воспитании:

1. Оберегание ребенка от трудностей

2. Подавление воли ребенка

3. Страх причинить вред ребенку

4. Зависимость ребенка от матери

5. Подавление агрессивности

6. Подавление сексуальности ребенка

7. Навязчивость родителей

8. Ускорение развития

В этом показателе содержатся представления о воспитании, носящие характер гиперопеки, гиперпротекции (доминирующей), авторитарности, симбиоза.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Выводы
Сколько людей, столько и личностей. Каждый психолог знает, что без конфликтов развитие человека, личности невозможно. У каждого из нас в течение жизни формируется огромное количество недостатков, идей, стремлений, ошибок, моделей поведени ...

Путь превосхождения себя
Перейдем от уровня кентавра к трансперсональным, надличным диапазонам спектра сознания. Вместо того, чтобы прямо перейти к обсуждению надличного Я, мне хотелось бы для начала вкратце рассказать о воззрениях Карла Юнга, самого выдающегося ...

Интертипные отношения
Анализ и рассмотрение интертипных отношений является одним из самых важных направлений в соционике. Между людьми с разными социотипами будут разные интертипные отношения, из-за различий в информационном метаболизме. Так же, типы отношений ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта