Родительские представления о воспитании детей

Психология » Взаимосвязь типа ценностей родителей и особенностей воспитания детей » Родительские представления о воспитании детей

Страница 3

Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит “стена” эмоциональной холодности и враждебности.

Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль “главы семьи”. Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими детьми или престарелыми.

Помимо этого выделяются также следующие отклонения в стиле родительского воспитания: предпочтение женских качеств (ПЖК), предпочтение мужских качеств (ПМК), предпочтение детских качеств (ПДК), расширение сферы родительских чувств (РРЧ), страх утраты ребенка (ФУ), неразвитость родительских чувств (НРЧ), проекция собственных нежелательных качеств (ПНК), внесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК).

А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения [29]:

1. Принимающе – авторитарный – субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях.

2. Отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации – эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.

3. Симбиотический – стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни.

4. Симбиотическо – авторитарный – гиперпротекция и тотальный контроль поведения психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации.

Параметры измерения родительского отношения: “Принятие – отвержение”, “Кооперация” (социальная желательность), “Симбиоз”, “Авторитарная гиперсоциализация”, “Маленький неудачник” (инфантилизация – инвалидизация).

Как видно из примеров, приведенных выше, единой основы классификаций типов семейного воспитания нет. Иногда за основу брались эмоциональные компоненты воспитания, иногда способы воздействия на ребенка, иногда родительские позиции и т.п. Поэтому, хотя разными исследователями предлагаются различные классификации, Т.В. Архиреева считает, что их можно соотнести между собой в силу того, что отдельные виды воспитания, носящие разные названия, имеют много сходного (Архиреева Т.В., 1990) [1].

На наш взгляд, в данной таблице приведены классификации типов семейного воспитания по персоналиям. Однако не выделены критерии, по которым их можно было бы сопоставлять.

Рассмотрев понятия «тип семейного воспитания», «стиль родительского отношения», «родительская установка», мы увидели, что они являются схожими. В нашей работе мы используем понятие «родительские представления о воспитании», которое также подобно рассмотренным нами терминам. Представления

(из психологии) - наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта (ощущений и восприятий), путем его воспроизведения в памяти или воображении. Представление о воспитании

содержат в себе понимание средства воспитания, образ того, что я буду делать, чтобы воспитывать ребенка, чтобы взаимодействовать с ним.

В качестве основных представлений о воспитании мы используем следующие показатели (Архиреева Т.В.) [2]:

Показатель оптимального эмоционального контакта включает следующие родительские представления:

1. Вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться)

2. Равенство родителей и ребенка

3. Поощрение активности ребенка

4. Товарищеские отношения между родителями и детьми

Этот показатель отражает принятие ребенка, признание его равноправия, побуждение к активности. То есть эти представления о воспитании носят демократический, принимающий характер.

Показатель излишней эмоциональной дистанции от ребенка включает следующие родительские представления о воспитании:

1. Строгость родителей

2. Раздражительность

3. Избегание общения с ребенком

Данный показатель носит авторитарный, отвергающий характер. Через эти представления отражается отвержение, неприятие ребенка.

Показатель излишней концентрации на ребенке включает следующие родительские представления о воспитании:

1. Оберегание ребенка от трудностей

2. Подавление воли ребенка

3. Страх причинить вред ребенку

4. Зависимость ребенка от матери

5. Подавление агрессивности

6. Подавление сексуальности ребенка

7. Навязчивость родителей

8. Ускорение развития

В этом показателе содержатся представления о воспитании, носящие характер гиперопеки, гиперпротекции (доминирующей), авторитарности, симбиоза.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Значение идей ученого для современной психологической науки
В 1989 г. психологическая общественность страны отметила 100-летие со дня рождения Сергея Леонидовича Рубинштейна, в 2009 году мы будем отмечать его 120-летие. К столетию со дня рождения ученого были приурочены выход в свет цикла публика ...

Способности и возраст
Для многих человеческих способностей развитие начинается с рождением человека, и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращаются до конца жизни. В процессе ...

Формула А-В-С в рационально-эмотивной терапии
РЭТ считает, что практически всё, что делает человек, он делает потому, что хочет жить и получать удовлетворение от жизни. Целью человека обычно является получение удовлетворения от общения с самим собой и другими людьми, получение удовле ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта