Понятие системы потребностей человека

Психология » Взаимосвязь ментальности личности и системы потребностей » Понятие системы потребностей человека

Страница 1

В удовлетворении потребностей, а они у разных людей разные, важно знать их содержательную сторону. В наше время существует множество различных классификаций потребностей. Надо отметить, что классификация потребностей вызывает немалые трудности, так как нелегко решить, что положить в ее основу.

В отечественной научной литературе потребности принято делить на материальные, духовные и социальные. Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Эти потребности сформировались в процессе общественно-исторического развития человека. Вся история борьбы людей с природой была, прежде всего, борьбой за удовлетворение материальных потребностей. Духовные и социальные потребности отражают общественную природу человека, его социализацию. Однако надо подчеркнуть, что и материальные потребности являются продуктом социализации человека.

По способу удовлетворения потребности подразделяются на индивидуальные, которые человек может удовлетворить сам (приобретение телевизора, холодильника, продуктов питания и др.), и общественные, требующие общих усилий и больших затрат (например, строительство дорог, аэропортов, охрану общественного порядка и др.).[5]

Проблемой классификации потребностей в зарубежной науке занимались Томас, Ф. Герцборг, К. Левин, А. Маслоу, З. Фрейд, К. Обуховский, К. Хорни и другие. Зарубежные ученые не столько классифицируют потребности, сколько дают их перечисления.

Социолог Томас (1924) отвечая на вопрос: «Каково минимальное количество потребностей, которые должны быть удовлетворены, чтобы человек мог нормально функционировать?», — перечисляет четыре основные потребности человека:

1) потребность безопасности,

2) потребность признания,

3) потребность дружбы

4) потребность нового опыта.

Наиболее стройную систему потребностей дал А. Маслоу. Он объединил их в группы:

1. Физиологические потребности — потребности в том, без чего человек не может жить, включая воздух, пищу, жидкость. Эти потребности (среднего гражданина) удовлетворяются на 85 %.

2. Потребность самосохранения — уверенность в том, что наши психологические потребности будут стабильно удовлетворяться в будущем. Эта потребность удовлетворяется на 70 %.

3. Потребность в обществе и любви — потребность в общении с себе подобными, желание быть любимым. Она удовлетворяется на 50 %.

4. Потребность в признании, в чувстве собственного достоинства желание самоутвердиться, заслужить уважение людей. Эта потребность удовлетворяется на 40 %.

5. Потребность в самовыражении, в самоуважении — как можно полнее реализовать свой потенциал. Удовлетворена лишь на 10%.

Потребности низших уровней Маслоу называет нуждами, а высших — потребностями роста. Эта система строится на жесткой иерархии: более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Очевидно, что здесь Маслоу допускает ошибку: Не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации и уважении являлась доминирующей и определяла поведение человека, несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потребностей. Впоследствии Маслоу (1967) отказался от столь жесткой иерархии. Он объединил все потребности в два класса. Теория Маслоу оказала значительное влияние на теории менеджмента.

У К. Обуховского общие потребности разделены:

I. Потребности самосохранения: физиологические, ориентировочные.

II. Потребность размножения (сохранение вида).

Физиологические потребности — понимаются как состояние здоровья ( пищеварения, сон и т. п.).

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Основы метода гетеросуггестивной психомышечной релаксации
"Гетероссугестивный тренинг психомышечной релаксации(ГСПМР) разрабатывается (В.Н.Кожевников, 1987), который в свою очередь является модификацией ментального тренинга. Ментальный тренинг, как информационно-кодословный метод лечения р ...

Психологические особенности старшего школьного возраста
1. Юность как стадия жизненного пути человека Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесс ...

Лепка детских страхов
Лепка – вид пластики – создание скульптурных произведений из пластичных материалов. Лепить – делать сооружения, сооружать из пластического материала. (Словарь русского языка, Ожегов С.И.) Лепка имеет большое значение для обучения и восп ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта