Члены индивидуалистических культур образуют собственные дружеские привязанности и отношения, в то время как члены коллективистских культур образуют дружеские отношения на основании тех, которые были сформированы в начале жизни, при участии родителей или других старших членов семьи или наставников. Это хорошо проиллюстрировано описанием дружеских отношений в США (индивидуалистическая культура) и Японии (коллективистская культура), сделанном Д. Кушманом и С. Кингом: «Японцы следуют, в основном, двум типам межличностных отношений: дружеские отношения, культивируемые и поддерживаемые как результат обязательств перед группой (например, семьей), и собственные друзья (такой тип отношений, которые развиваются из взаимных симпатий, интересов или общих ценностей)». Пример межличностных связей, основанных на взаимных симпатиях, интересах, ценностях, взаимном притяжении, - это дружба одноклассников одного пола, и таким связям свойственно сохраняться всю жизнь. Количество личных друзей обычно небольшое, но им отводится очень важная функция в жизни индивида – с ними он может свободно и искренне обсуждать свои интересы и ценности, свои личные проблемы, что помогает индивиду «отводить душу» так, как он не сможет сделать нигде в строго регламентированном японском обществе.
Североамериканцы формируют дружеские связи одного единственного типа – по личному выбору. Когда один американец встречает другого, кто восхищается тем же, что и он, тогда он делает попытки завязать дружбу. Подобные отношения, по-видимому, имеют три основных измерения: доверие (искренность), поддержание самоуважения и помогающее поведение. Доверие характерно для отношений, основанных на подлинных и искренних чувствах. Поддержание самоуважения характерно для отношений, основанных на признании и уважении социальной и личностной идентичности другого. Помогающее поведение характеризует отношения, основанные на взаимной помощи и поддержке в случае необходимости (Gudykunst et al., 1988) [20].
Г. Триандис считает, что ингруппа в коллективистских культурах имеет большое значение и оказывает сильное влияние на жизнь индивида, в то время как индивидуалистическим культурам это несвойственно.
Коллективистские культуры ставят цели, потребности и взгляды ингруппы над индивидуальными: социальные нормы ингруппы ставятся выше, чем личная воля каждого; господствующие в группе убеждения выше, чем верования и убеждения отдельного индивида; ценность кооперации в ингруппе выше, чем самореализация индивидов.
Количество ингрупп и глубина влияния каждой ингруппы зависят от того, является ли данная культура индивидуалистической или коллективистской. Увеличение количества ингрупп ведет к снижению их влияния. В индивидуалистических культурах человек может входить в разнообразные группы, влияние которых может быть противоречиво, и он сам склонен решать, как ему поступить.
Когда отношения по вертикали (родители – дети) входят в конфликт с отношениями по горизонтали (между супругами), люди из коллективистских культур отдадут предпочтение отношениям по вертикали, а из индивидуалистических – по горизонтали [40].
Поскольку индивидуалистические культуры имеют множество разнообразных ингрупп, то они оказывают меньшее влияние на индивида, чем ингруппы в коллективистских культурах, в которых есть только несколько главных ингрупп. Возможно, поэтому в западных обществах, принадлежащих большей частью к индивидуалистическим культурам, множество политических партий, обществ, союзов и т.д. играет довольно слабую роль в детерминации поведения людей, которое больше зависит от их личных симпатий и склонностей.
Г. Триандис считает, что ингруппы в коллективистских культурах не равны по важности: в некоторых культурах, например, на первом месте стоит семья, а в других – компания [20].
Набор ингрупп может быть разным: семейная группа, отношения с которой рассматриваются как очень близкие; ингруппа компании, в которой человек работает (сотрудники, коллеги), отношения с которыми также могут рассматриваться как очень близкие – «вторая семья»; университетская ингруппа (однокурсники также «братья и сестры») и т.д. Аутгруппы в этом ряду представлены, прежде всего, иностранцами и членами других этнических групп.
Ингруппа становится особенно значимой, когда ее члены воспринимаются индивидом как имеющие общую судьбу. Такая группа воспринимается и трактуется индивидом как своя группа. Своя группа – это совокупность людей, сходных в важнейших особенностях: верованиях, убеждениях, установках, моделях поведения, воспринимающих друг друга близкими и едиными особенно в ситуации внешней угрозы. Ситуация опасности выявляет «общность судьбы» и делает принадлежность к данной группе регулятором поведения.
Измерение по линии индивидуализм – коллективизм играет ведущую роль и в других теориях культурной вариативности.
Т. Парсонс, в частности, вывел культурно-вариативную модель самоориентированных и коллективистски-ориентированных, где самоориентация означает преобладание частных интересов в системе ценностей личности, а коллективистская ориентация – преобладание общих интересов коллектива [20].
Информация по теме:
Классификация детского аутизма
Аутичные дети значительно различаются по глубине дезадаптации, тяжести проблем, прогнозу возможного развития, поэтому, разработка адекватной классификации всегда являлась насущной проблемой
В качестве критериев для классификации выдвигал ...
Факторная структура личности
Различные теории можно сравнивать по тем понятиям, которые они используют, чтобы определить некие базовые элементы личности, предрасположенности действовать, чувствовать, думать именно так, а не иначе. Понятия, характеризующие структуру, ...
Агрессивность в подростковом возрасте
Проанализировав социальную ситуацию развития подростков с помощью тех представлений об агрессии, которые были сформулированы в исследованиях психологов, мы можем убедиться, что при переходе из начальной школы в среднюю агрессивность подро ...