Таким образом, можно сделать вывод, что агрессия – это функция организма, сочетающая в себе как биологические, так и социальные факторы. Ведь каждый индивид с самого рождения развивается биологически и психически, а также, параллельно, проходит процесс социализации. Поэтому агрессию стоит рассматривать с комплексной точки зрения. А именно с биологической точки зрения можно проследить агрессивный потенциал человека. Этот потенциал у всех разный, потому что имеют место быть различная генетика, условия развития, особенности гуморальной и нервных систем организма. Но как, в каких формах, человек будет проявлять свой агрессивный потенциал, зависит от общества. Ведь различное воспитание мужчин и женщин обуславливает то, что они выражают агрессию в разных формах.
Что же касается особенностей агрессии в подростковом возрасте, то можно заметить те же тенденции. С одной стороны агрессия проявляется под воздействием гормональной перестройки в пубертатный период. Подросток в данный период обладает большими «запасами энергии», что выражается в лучшей работоспособности и меньшей утомляемости, в резком обострении всех органов чувств. В то же время, данная энергия может быть использована в различных формах, в частности агрессивных. В противном случае может развиться невротическое заболевание. Однако общество определяет как именно подросток будет реализовывать собственную энергию.
Итак, стоит подчеркнуть, что агрессия – это естественный процесс в подростковом возрасте. От него никуда не деться, т.к подросток уже усвоил не только агрессивные паттерны, но ещё и возможность их применения. Однако общество, через свои институты может по-разному корректировать подростковую агрессию. Например, через спортивные и творческие секции, факультативы. Также, в качестве одной из мер профилактики, необходим психологический анализ телевизионных программ на предмет насилия и жестокости.
И последний, но самый важный момент заключается в том, что человек в подростковом возрасте чрезвычайно нуждается в поддержке близких людей. Не нужно думать, что воспитание ребенка оканчивается тем моментом, когда он идет в первый класс. Нужно помочь ребенку адаптироваться к новым для него социальным ролям.
Информация по теме:
Жизненный цикл российской и американской семьи
Сначала рассмотрим вариант типичного жизненного цикла американской семьи, как он был описан в классических работах по семейной психологии (из Будинайте, Варга, 2005):
1. Первая стадия — жизнь одинокого молодого человека, финансово практи ...
Виды межличностного взаимодействия
Ритуальное взаимодействие - один из наиболее распространенных видов, который строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в конкретной социальной группе. В этом случае оно выступа ...
Психологические особенности детей со специальными возможностями
от рождения до семи лет
Развитие ребенка со специальными возможностями, понимается как сложный процесс, при котором дефект возникает в результате нарушения тех или иных функций, необходимых для нормального психического развития.
Тот или иной тип аномального раз ...