Формирование характера

Психология » Характер личности и его типология » Формирование характера

В характере тесно переплетены положительные и отрицательные качества. С правдивостью может уживаться нечестность, с аккуратностью — безалаберность. Наверное, нет людей, которые не имели бы отрицательных качеств. Но от самого человека зависит, чтобы в его характере их было как можно меньше. Для этого надо воспитывать свой характер, стараться сделать его лучше. И не следует, как мы это часто делаем, ждать, когда появятся какие-то благоприятные условия или когда начнется новая неделя, новый месяц, год, а воспитывать его каждую минуту, постоянно.

Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон личности, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, изменить его. Поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, то помнят, что прогноз имеет определенную вероятность, но не бывает абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой «Такой уж у меня характер»).

Становление характера во времени обусловлено, конечно, и тем, каков он был раньше. Даже при самых крутых изменениях в жизни характер обычно все же сохраняет известное единство в основных, наиболее общих чертах. Но характер не является фатально предопределенным, хотя и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека. Сами эти обстоятельства изменяются в результате поступков человека. Человек является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности.

Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, критически посмотреть на себя, увидеть собственные недостатки. Сознавать свои недостатки — это положительная, прогрессивная черта характера. Осознание недостатков вызывает стремление преодолеть их. Осознание недостатков позволяет человеку определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от которых он бы хотел избавиться или, наоборот, выработать у себя.

Черты характера развиваются не сами по себе, отдельно от других особенностей. Наиболее тесно характер связан с темпераментом, поэтому одна и та же черта у людей разных темпераментов проявляется по-разному. Возьмем, например, такую черту характера, как трудолюбие. У флегматика она проявляется в постепенном неторопливом выполнении всех порученных ему дел. Работа идет долго и медленно. Совершенно иную картину мы будем наблюдать у холерика. Он так же выполнит порученное ему задание, но станет при этом сомневаться и нервничать. Сангвиник же выполнит любую работу быстро и весело, хотя что-нибудь обязательно недоделает.

От темперамента зависит, сколько понадобится времени, чтобы черта характера стала устойчивой, постоянной. Поэтому у людей одного темперамента легче формируются одни черты характера, а у людей с иным темпераментом — другие черты. Например, умение общаться, налаживать отношения, договариваться, т.е. такая черта характера, как общительность, легче формируется у сангвиника, чем у меланхолика и флегматика. Зато у сангвиника очень трудно воспитать терпение, настойчивость, организованность.

Большую помощь в воспитании характера оказывают более опытные люди, и здесь важно найти пример, достойный подражания. На Востоке говорят: «Если есть ученик, учитель найдется». В этом изречении заложен глубокий смысл. Никакой учитель не в состоянии обучить того, кто не желает учиться. А тот, кто хочет учиться, всегда найдет на кого ему равняться, с кого брать пример.

Итак, характер формируется во взаимодействии человека с другими людьми. Но тот, кто берется помочь другим, сначала должен сам продемонстрировать пример целеустремленности, активности, организованности, стойкости и других черт характера, которые должен сформировать у своих воспитанников. При этом нельзя забывать о механизмах подражания, которые в первую очередь распространяются на негативные проявления поведения. Сначала мать, отец, другие члены семьи, потом воспитатели в детском саду, сверстники, учителя и др. являются потенциальными наставниками. Однако реальное воздействие на характер возможно лишь при условии референтности воспитателя для воспитанника. Поэтому большое значение для формирования характера имеют те образцы, те идеалы, на которые стремится быть похожим человек. Пример для подражания не обязательно должен быть реальным. Это могут быть киногерой, герой литературного произведения, отличающиеся глубокой принципиальностью и исключительной твердостью характера, герой войны, передовой ученый. Живые образы стойких, целеустремленных характеров дает многовековая история России. Для примера достаточно указать на М.В. Ломоносова и А.В. Суворова, жизнь которых является своего рода школой воспитания характера.

Информация по теме:

Лепка детских страхов
Лепка – вид пластики – создание скульптурных произведений из пластичных материалов. Лепить – делать сооружения, сооружать из пластического материала. (Словарь русского языка, Ожегов С.И.) Лепка имеет большое значение для обучения и восп ...

Формирование новых направлений и отраслей психологии
Наряду с традиционными направлениями, начиная с 60-х гг. в психологической науке в СССР получают развитие новые отрасли психологической науки, оказавшие существенное влияние как на разработку общепсихологических проблем, так и на решение ...

Тренинг социальных умений
Одна из главных причин того, что многие люди постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них просто не хватает базовых социальных умений. Например, они не знают, как ответить на провокацию других, чтобы погасит пламя гн ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта