Гендерные аспекты агрессии

Психология » Агрессивное поведение в подростковом возрасте » Гендерные аспекты агрессии

Страница 2

Исследования К.Лагерспетца (1988) доказали правомерность некоторых результатов. Подростков в возрасте от 8 до 15 лет опрашивали, как они отреагируют на обиду со стороны одноклассника. Большинство мальчиков ответило, что обидчика надо наказать немедленно, а именно догнать и применить силу. Девочки наоборот, действовали бы через косвенные формы агрессии: демонстрация обиды, разрыв дружеских отношений, наговоры и.т.д. Более того, если у мальчиков с возрастом наблюдается снижение уровня физической агрессии (переход её в другие формы), то у девочек высокий уровень вербальной агрессии меняется незначительно. Значит, можно предположить, что в подростковом возрасте, на фоне гормональной перестройки, идет и активное социальное развитие. При этом, гендерные различия играют существенную роль в этом развитии. От того, какие стереотипы поведения усвоит подросток, зависит его самооценка, степень включенности в общество. Ведь если проявление агрессивности в подростковом возрасте – это естественный (биологический) процесс, то форма проявляемой агрессии обусловлена социумом.

Результаты этого исследования, как, впрочем, и многих других, свидетельствуют о том, что гендерные различия в агрессии, подобно гендерным различиям во многих других видах поведения, порождаются, противоположностью гендерных ролей и стереотипами, имеющими место во многих культурах. Однако следует отметить, что некоторые данные свидетельствуют, что именно биологические или генетические факторы обусловливают большую склонность мужчин прибегать к многочисленным формам агрессии. Возможно, наиболее убедительным фактом в этом отношении является демонстрация наличия связи между уровнем тестостерона (мужской половой гормон) и проявлениями агрессивного характера. Выяснилось, что более высокие концентрации тестостерона ассоциируются с более высокими уровнями агрессии мужчин. Кроме того, оказывается, что гендерные различия в агрессии в равной степени имеют значение и для лиц с гомосексуальной и гетеросексуальной ориентацией. Если социальные факторы и гендерные роли играют основную роль в гендерных различиях в агрессии, можно ожидать, что подобные различия будут в большей степени проявляться среди гетеросексуалов. Тот же факт, что на самом деле это не так, говорит о том, что биологические факторы действительно могут играть определенную роль в порождении гендерных различий в агрессии.

Но это не значит, что мужчины обязаны демонстрировать более высокие уровни агрессии, нежели женщины. Любое поведение индивида обусловлено множеством факторов. Также любое поведение можно скорректировать с помощью различных методик (даже при некоторых психических заболеваниях). Таким образом, нет причин полагать, что биологически обусловленные агрессивные наклонности мужчин обязательно должны превращаться в открытые проявления насилия. В этой ситуации на первый план выступает самоконтроль личности, как обусловленная социальная функция. В подростковом же возрасте личностный самоконтроль снижен, вернее его функция ещё не полностью восстановлена. Это положение также справедливо по отношению ко многим формам социального поведения.

Таким образом, мужчины и женщины действительно отличаются друг от друга относительно агрессии, причем мужчины, как правило, более склонны к подобному поведению, нежели женщины. Однако величина разрыва сильно колеблется в зависимости от обстановки и других факторов, а также от формы агрессии.

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Особенности самосознания пожилых людей
Содержание самосознания пожилого человека претерпевает очередные изменения. 1. Притязание на признание находится в состоянии депривации, так как существенно уменьшается число факторов, за счет которых можно было получать признание. В пер ...

Специфика процесса социализации подростков
Подростковый возраст выступает как важный момент социального развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности. Интенсивное развертывание и насыщение социальной позиции ребенка «я и общество» обеспечивает общественно полезная деяте ...

Вюрцбургская школа
Вюрцбургская школа в психологии знаменита прежде всего тем, что именно в ней впервые было начато экспериментальное изучение мышления. Она была основана немецким ученым О.Кюльпе (1862-1915). Кюльпе, так же как и Титченер, был учеником Вунд ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта