Гендерные аспекты агрессии

Психология » Агрессивное поведение в подростковом возрасте » Гендерные аспекты агрессии

Страница 2

Исследования К.Лагерспетца (1988) доказали правомерность некоторых результатов. Подростков в возрасте от 8 до 15 лет опрашивали, как они отреагируют на обиду со стороны одноклассника. Большинство мальчиков ответило, что обидчика надо наказать немедленно, а именно догнать и применить силу. Девочки наоборот, действовали бы через косвенные формы агрессии: демонстрация обиды, разрыв дружеских отношений, наговоры и.т.д. Более того, если у мальчиков с возрастом наблюдается снижение уровня физической агрессии (переход её в другие формы), то у девочек высокий уровень вербальной агрессии меняется незначительно. Значит, можно предположить, что в подростковом возрасте, на фоне гормональной перестройки, идет и активное социальное развитие. При этом, гендерные различия играют существенную роль в этом развитии. От того, какие стереотипы поведения усвоит подросток, зависит его самооценка, степень включенности в общество. Ведь если проявление агрессивности в подростковом возрасте – это естественный (биологический) процесс, то форма проявляемой агрессии обусловлена социумом.

Результаты этого исследования, как, впрочем, и многих других, свидетельствуют о том, что гендерные различия в агрессии, подобно гендерным различиям во многих других видах поведения, порождаются, противоположностью гендерных ролей и стереотипами, имеющими место во многих культурах. Однако следует отметить, что некоторые данные свидетельствуют, что именно биологические или генетические факторы обусловливают большую склонность мужчин прибегать к многочисленным формам агрессии. Возможно, наиболее убедительным фактом в этом отношении является демонстрация наличия связи между уровнем тестостерона (мужской половой гормон) и проявлениями агрессивного характера. Выяснилось, что более высокие концентрации тестостерона ассоциируются с более высокими уровнями агрессии мужчин. Кроме того, оказывается, что гендерные различия в агрессии в равной степени имеют значение и для лиц с гомосексуальной и гетеросексуальной ориентацией. Если социальные факторы и гендерные роли играют основную роль в гендерных различиях в агрессии, можно ожидать, что подобные различия будут в большей степени проявляться среди гетеросексуалов. Тот же факт, что на самом деле это не так, говорит о том, что биологические факторы действительно могут играть определенную роль в порождении гендерных различий в агрессии.

Но это не значит, что мужчины обязаны демонстрировать более высокие уровни агрессии, нежели женщины. Любое поведение индивида обусловлено множеством факторов. Также любое поведение можно скорректировать с помощью различных методик (даже при некоторых психических заболеваниях). Таким образом, нет причин полагать, что биологически обусловленные агрессивные наклонности мужчин обязательно должны превращаться в открытые проявления насилия. В этой ситуации на первый план выступает самоконтроль личности, как обусловленная социальная функция. В подростковом же возрасте личностный самоконтроль снижен, вернее его функция ещё не полностью восстановлена. Это положение также справедливо по отношению ко многим формам социального поведения.

Таким образом, мужчины и женщины действительно отличаются друг от друга относительно агрессии, причем мужчины, как правило, более склонны к подобному поведению, нежели женщины. Однако величина разрыва сильно колеблется в зависимости от обстановки и других факторов, а также от формы агрессии.

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Акциональная модель. Структурно-уровневый анализ ригидного действия
Предложена оригинальная модель фиксированных форм поведения, суть которой в том, что психологическая природа фиксированных форм поведения может быть раскрыта при анализе её структуры. В данном случае мы исходим из позитивных положений уче ...

Понятие эмоциональной устойчивости, готовности к экстремальным ситуациям
В понятие «эмоциональная устойчивость», в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л.М. Аболин (1987), М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко (1990) и др. Так, некоторые авторы рассматривают эмоциона ...

Методика выявления страхов у детей с помощью рисования страхов
Рисование, как игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые пе ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта