В настоящее время только очень ленивый или невероятно далекий от школы человек не ругает современное школьное образование за его чрезвычайную оторванность от жизни, скуку, царящую на уроках,, авторитаризм, игнорирование личности ученика и многое, многое другое. Иногда критика оказывается справедливой и вызванной искренним беспокойством за состояние нашей школы. Однако чаще всего критика носит скорее философский, а не конкретный прагматический характер. Вряд ли, сейчас, можно найти хоть одно учебное заведение, гордо называющее себя плохо произносимым термином "инновационное", которое бы не заявляло о внимании к личности ученика, о необходимости всемерно учитывать его индивидуальные особенности, способности, желания и стремления, об освобождении его "Я" от пагубного влияния учителей, только мешающих саморазвитию и самоопределению ребенка.
В наше время для новой инновационной школы начертаны два основных лозунга "Свобода" и "Творчество". Создается впечатление, что инноваторы просто присвоили себе право определять приоритетные направления развития школы, объявляя идеалы свободного творческого развития учащихся единственно истинными ценностями образования в демократическом обществе. При этом неким мистическим образом благодаря заботе о гуманизации образования оборачивается повсеместно его гуманитаризацией, нарушая тем самым все ту же свободу выбора ученика, его право на получение системного образования, право на присвоение не только художественно-образного видения мира, но и формирование научно-теоретического мышления.
Теоретики современной гуманистической школы считают, что наиболее важными результатами воспитания в инновационных школах должны являться воспитание активной, инициативной, развитой, раскрепощенной, доверяющей себе, уверенной в собственной правоте, жизнеспособной личности. Во всех бедах человечества виновата наука и научный, доказательный способ мышления о мире. От этого способа мышления ученика нужно уберечь, предоставляя ему возможность для самостоятельных и творческих поисков, насыщенных сложными эмоциональными переживаниями и способствующими нравственному развитию. Ребенка нужно воспитывать, приобщая его к искусству (живописи, музыке, танцам, драме, литературе), признавая и поощряя оригинальность любой его самостоятельной работы. Воспитание учащихся должно происходить на уровне подсознания через вызываемые эмоции, чувства и переживания, интуитивные озарения и внутренние импульсы.
Для современной школы не являются аргументом даже позиция Л.С. Выготского, одного из крупнейших психологов прошлого века: "Несомненная ошибка этого взгляда заключается в чрезмерном преувеличении и поклонении образцам детского творчества и непонимании того, что стихийная сила творчества, хотя и способна создать образцы величайшего напряжения, тем не менее, навсегда обречена оставаться в узком кругу самых элементарных, примитивных и, в сущности, бедных форм." Борясь с творческим отношением к действительности, конструкторы современного образования создают специальные устройства "защиты от дурака" и вводят в обиход понятие функциональной грамотности как редкой в современных условиях интеллектуальной способности понять текст инструкции к какому-либо прибору. Из школьных программ и стандартов исчезла задача развития мышления учащихся. Если это слово и встречается в тексте, то непременно с прилагательным "творческое". Общество пытаются убедить в том, что научное, рациональное, доказательное мышление является чем-то вроде атавизма, а его обладатель не соответствует требованиям времени. Общество пытаются убедить в том, что развитие творческих способностей (креативности) детей является центральной проблемой и основной задачей современной гуманистической школы.
Информация по теме:
Рекомендации по совершенствованию характера
Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от ...
Содержание Я-концепции
я Я-концепция состоит из многочисленных образов Я, которые служат более частными характеристиками. Существуют разные критерии для их классификации. По временной отнесенности можно выделить образы «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я в прошл ...
Рисование страхов
Рисование – это творческий акт, позволяющий детям ощущать радость свершений, свою способность действовать, быть самими собой, выражать свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как и игра, это не только отражение в ...