Причины агрессии

Психология » Агрессивное поведение в подростковом возрасте » Причины агрессии

Страница 2

Третьим типом неправильного воспитания является гиппопека. Т.е родители предоставляют ребенка самому себе, не осуществляют контроля над ним. Значит, личность ребенка формируется в той среде, в которой он оказывается. Социальные нормы, неосознанно навязываются такому подростку. А если полагаться на теорию социального научения, то агрессия будет восприниматься таким ребенком, как норма. Ведь в подросткоых компаниях, проявить агрессию, значит проявить смелость, а значит заработать авторитет. Именно авторитет перед окружающими и является главной целью и вознаграждением таких подростков, и неважно, как ты достиг этого авторитета.

Безусловно, это не все типы неправильного воспитания. Однако стоит подчеркнуть большое значение роли воспитания ребенка в семье. Только при создании соответствующих условий, учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности. Иначе, при неправильном воспитании, ребенок будет вести себя ещё более агрессивно. Этот факт доказали исследования Лефковица (Lefkowitz 1977). В этих лонгитюдных исследованиях было доказано, что 8ми летние дети, которых родители применяли физическое наказание, в юношеском возрасте (через 10 лет) были более агрессивны, чем их сверстники, родители которых либо не наказывали своих детей, либо объясняли им свои действия. Но почему пик агрессивности приходится именно на подростково-юношеский возраст, почему ошибки воспитания проявляют себя не сразу?

Как утверждает Дж. Марсиа подростковый ум – это ум моратория (психологической стадии между детством и взрослостью) между моралью, уже усвоенной ребенком, и этикой, которую еще предстоит развить взрослому. Это один из аспектов кризиса подросткового возраста. По мнению А.Бреслава основным моментом данного кризиса (период с 13 до 16 лет!) является столкновение двух соперничающих влечений. Это потребность в близости и принадлежности другому человеку и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность. Т.е с одной стороны подросток хочет сохранить уверенность в себе, собственную «внутреннею стабильность», которая исходит из прошлого опыта (индивидуальной истории) человека. В то же время подросток хочет быть значимой фигурой для других людей, прежде всего сверстников. Стремясь быть понятым другими, подросток сочетает свою эгоидентичность с идентичностью других. Делает он это через реакцию группирования, т.е примыкает к той социальной группе, в которой он чувствует себя комфортно. Это выражается в соблюдении всеми членами норм и правил (собственных, оригинальных) группы. Так может быть, подростковая агрессия обусловлена личностным конфликтом? Подросток, защищая интересы своей группы, проявляет агрессию по отношению ко всем предполагаемым врагам. Возможно, это противоречит его внутренним установкам, противоречит семейным нормам и правилам. Но тем самым, он осуществляет желание укрепить собственную личностную уникальность. Но только ли особенностями подросткового кризиса обусловлена чрезмерная агрессивность подростков?

Ещё одним важным фактором в развитии агрессивности у подростков является влияние современной массовой культуры. А именно как современные СМИ формируют определенное поведение. Ведь не секрет, что, например, телевидение – это инструмент внушения, а в подростковом возрасте человек более всего подвержен внушению, т.к он стремится применить себя, свои умения в какой-либо области.

Д.Майерс («социальная психология») предлагает свой взгляд на эту проблему. Во-первых, он приводит данные о том, что 98% семей в развитых странах имеют телевизор, а 66% 2 и более. В таких семьях, родители не знают, какие телепередач смотрят их дети. Т.к при ответе на вопрос социологического опроса: «Какие телепрограммы смотрят ваши дети?» родители отвечали одно, а их дети называли совершенно другие передачи (Donnerstein, 1998). Значит, родители никак не могут корректировать агрессивное поведение своего ребенка, ведь они не понимают его причины. А причины просты: агрессивное поведение представляется приемлемым во многих фильмах и телешоу.

Во-вторых, было доказано, что в среднестатистической американской семье телевизор работает 7 часов в день! А подростки проводят у телеэкрана 50% от этого времени, т.е около четырех часов в день. При этом по данным Гербнера (Gerbner 1993) из 10 тысяч исследуемых телепрограмм в 60% фигурировало насилие. Причем чаще насилие представляется косвенно, т.е в игровой или развлекательной форме. Например, во многих спортивных шоу, представляющих единоборства, телезритель наблюдает постановочные бои. Т.е речь идет не о спортивной составляющей, а скорее о театральной. Но такие участники шоу демонстрируют агрессию, но при этом их противник (жертва) продолжает действовать, как раньше. Т.е стоит говорить о преднамеренной подмене понятий. Подросток понимает, что можно действовать жестко и агрессивно, ведь ты всё равно не причинишь никому вреда. Более того, в 73% сцен агрессор остается безнаказанным. Значит, ссылаясь на А.Бандуру в большинстве телепрограмм агрессия представляется неправильно. Подросток научается такому поведению, т.к оно соответствует его любимым героям и персонажам. Т.е ребенок неосознанно оправдывает собственные поступки, ссылаясь на то, что по телевизору делают так же.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Злоупотребление веществами, изменяющими психическое состояние
Девиантное поведение в виде злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние, так же как и иные имеет специфичные гендерные особенности. Алкогольное поведение женщины отличается от алкогольного поведения мужчины. Выделяют тр ...

Аттитюд: понятие, структура, функции
Традиция изучения социальных установок сложилась западной социальной психологии и социологии. Отличие этой традиции заключается в том, что с самого начала категориальный строй исследований, расставленные в них акценты были ориентированы н ...

История пенитенциарной психологии, ее методологические основы
Можно выделить несколько периодов в истории развития пенитенциарных учреждений России: первый период связан с 1917 годом, когда В.И.Ленин подписал указ о ликвидации пенитенциарных учреждений царской России, доминирующим принципом функцион ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта